Как туристов маркетплейсом завлекали

Эксперты туротрасли рассказали о пользе электронных виз и подводных камнях, которые могут ждать туристов в онлайне.


Тема электронных виз для въезда в РФ бродит в туристической среде еще со времени подготовки к FIFA-2018, а в последние полгода активно обсуждается экспертами отрасли на конгрессах и форумах. Так, председатель Ассоциации бизнес-туризма Вадим Зеленский в рамках Форума профессионалов туристической индустрии в декабре 2018-го отмечал, что благодаря расширению возможностей получения и использования электронных виз турпоток в Россию может увеличиться на 20-25% в ближайшие два года. И вот, в феврале 2019-го, известия пришли от Минэкономразвития, где вплотную занялись разработкой специальной платформы (маркетплейса), которая позволит иностранцам получить электронную визу для краткосрочной поездки в РФ от 3 до 8 дней.

Пока информации мало. Не известны ни формат, ни особенности работы, ни правила оформления. Однако уже сейчас многие эксперты заявляют, что новая система значительно поднимет Россию в туристических рейтингах.

Моральный комфорт интуриста

Мы в Ассоциации бизнес-туризма (АБТ-ACTE Russia) часто приглашаем иностранных спикеров на наши мероприятия и хорошо знаем, что один час выступления в России – это минимум 10 часов оформления документов на российскую визу, не взирая на регалии и статус эксперта. Зачастую для европейцев, туристов из Северной Америки и других стран, привычных к безвизовому режиму, поездка в Россию - это очень большой компромисс, а для многих – элементарное нежелание сталкиваться с бюрократическими сложностями. Все, что так привычно нашим путешественникам, которые по-детски радуются полученному «пятилетнему шенгену», для большинства туристов мира как минимум дико и неприятно. Поэтому, в сравнении с текущей ситуацией, электронная новинка, предложенная Минэкономразвития, – безусловное движение вперед.

Как рассказал нам Алексей Горшков, управляющий директор Zelenski DMC, европейским туристам процедуры получения визы в РФ доставляют серьезные неудобства. «Это и правильное заполнение форм (хотя здесь помогают визовые центры), и необходимость предоставления дополнительных документов, но самое главное - личное посещение консульств/визовых центров, а также сдача паспорта на определенный период», - пояснил эксперт.

Из-за сложностей с оформлением виз Россия теряет потенциальных деловых туристов, которые хотят, к примеру, провести у нас инсентив. «Те, кто твердо решил ехать в Россию, сделают визу и приедут. Те, кто только рассматривают такой вариант, узнают про визовые процедуры и выберут другое направление. Это касается и корпоративных групп, и обычных туристов. Сами организаторы, например, инсентив-поездки, понимая, что им потребуется собрать 100, 200, 300 паспортов, поставят Россию в самый низ списка потенциальных направлений», - пояснил А. Горшков.

Выход из «одноразового» положения

Не секрет, что среди основных туристических направлений, которые более всего посещают иностранные туристы, - только Москва и Санкт-Петербург. И дело здесь даже не в том, что другие регионы не интересны путешественникам. Чаще всего Россия воспринимается как «одноразовое направление» все из-за тех же бюрократических трудностей с получением визы. Так что электронная система выдачи станет мощным драйвером для развития регионального туризма.

«Регионы с большим туристическим потенциалом остаются без туристов, которые вряд ли вернутся, чтобы посмотреть еще и Казань, Екатеринбург, Волгоград и т. д. Думаю, что упрощение визового режима позитивно скажется на развитии посещения регионов и раскроет весь туристический потенциал России», - подчеркнул А. Горшков.

Также электронные визы будут способствовать развитию сегмента City-weekend, который сейчас очень популярен среди туристов, особенно среди мобильной молодежи. Однако, по мнению заместителя генерального директора компании «Академсервис» Александра Курносова, многое здесь будет зависеть от того, как будет реализована процедура получения электронных виз: в какие сроки и на основании какого документа она будет выдаваться, сколько стоить.

«Если электронную визу иностранцы смогут получать просто на основании приглашения от туркомпании или на основании бронирования гостиницы в России, то это приведет к значительному росту поездок иностранных граждан в РФ, особенно в сегменте City-weekend», - пояснил А. Курносов.

Много технических вопросов

Как в случае с любой электронной новинкой, настороженность специалистов, в первую очередь, вызывает техническая сторона системы электронных виз. По мнению, А. Горшкова, именно здесь быстрее всего будут возникать подводные камни. По крайней мере, пока система не «отточит» себя. «Но первый успешный опыт уже есть – это паспорта болельщиков», - надеется эксперт.

Много «но» высказывают и специалисты по онлайн-технологиям. Один из главных вопросов – как будет работать так называемый маркетплейс, который разрабатывает Минэкономразвития. Пока заявлено, что платформа позволит иностранцам получить электронную визу для краткосрочной (3-8 дней) поездки в РФ, но при условии покупки комплексного туристического пакета. Кроме того, в первое время въезд по электронной визе будет доступен только через Москву и Санкт-Петербург.

Отсутствие более расширенной информации вызывает много технических вопросов. Так, директор департамента развития компании-разработчика Corteos Роман Блинов говорит о том, что у экспертов отрасли пока нет четкого понимания концепции проекта: будет ли этот сервис доступен всем желающим или только сотрудникам специализированных агентств, какую информацию там разместят, кто займется наполнением и контентом.

«Обычно маркетплейс наполняется сам по себе, за счет деятельности участников платформы – по аналогии, как это сделано у нас в Corteos, когда созданный модуль может быть размещен на маркетплейсе и быть доступным для всех пользователей. Чем должен наполняться маркетплейс в случае с Минэкономразвития, я пока не очень понимаю», - отметил Р. Блинов.

По его мнению, положительные результаты система может дать в случае, если будет создана своеобразная площадка-агрегатор туристических продуктов: туристические компании будут интегрировать туда свой контент, а пользователь выбирать продукт, благодаря чему и получит возможность оформить электронную визу. «Если сделают сверх бюрократизированную сложную систему, в которой никто не разберется, то это наоборот может отпугнуть потенциальных туристов», - пояснил Р. Блинов, добавив, что представители Corteos уже направили в Минэкономразвития предложения о сотрудничестве.

Мир без границ или политическая «зеркальность»?

Конечно, для рядовых туристов любые телодвижения, связанные с оформлением въездной визы, – это лишняя головная боль, пусть даже и сглаженная «волшебной пилюлей» онлайна. В идеале мы ждем мира во всем мире и отсутствия каких-либо границ или хотя бы отсутствия их видимости при пересечении. Роман Блинов, например, предположил, что в будущем будет разработан специальный электронный носитель с информацией о всех визах и отметках о пересечении: прошел границу – записалась информация, получил визу – записалась информация и т. д. «Но до этого еще лет 20, наверное», - отметил эксперт.

А пока нам остается надеяться, что система выдачи электронных виз станет глобальной и постоянной практикой и в России, и в других странах. Что государственные органы, в частности МИД, ФМС, МВД, найдут практические решения защиты платформы от «нежелательных элементов» и корыстных пользователей, а также ресурсы для внедрения и грамотного функционирования системы.

«Все это требует изменения порядка работы с документами, соответствующей квалификации сотрудников визовых и консульских служб, дополнительных расходов на IT, внедрения биометрии и т. д. Для российского МИДа это также требование так называемой «зеркальности», ведь не все европейские и североамериканские страны в ближайшее время готовы будут ввести для россиян электронные визы. Поэтому это в значительной степени вопрос политической воли – что для нас важнее: турпоток и рост экспорта услуг или соблюдение «зеркальности» визовых требований», - отмечает А. Курносов.

«Время пришло! Сейчас абсолютно во всех сферах прогрессируют диджитал-технологии. Деньги на картах, ГосУслуги – в электронном виде, бланки страховых полисов ОСАГО уже электронные, права в 2020 году тоже станут электронными. Какие-то сферы успешно перешли на цифровой формат, а какие-то ждут своего часа. Но если мы хотим сделать ставку на туризм, необходимо вводить именно электронный визовый режим (если политическая конъюнктура пока не позволяет отменить их совсем)», - заключил А. Горшков.

Мы в Ассоциации бизнес-туризма в свою очередь будем держать руку на пульсе и еще не раз вернемся к теме электронных виз. Приходите на наши мероприятия и следите за новостями!