Wi-Fi на земле и в воздухе: чего хотят деловые путешественники

Современный бизнес-путешественник почти не расстается с мобильными устройствами, которые стали одним из ключевых элементов каждой деловой поездки. Поэтому наиболее актуальные вопросы, которые его волнуют, касаются связи и взаимодействия с внешним миром, офисом и домом: будет ли в процессе поездки — в аэропорту, в самолете и в отеле — доступен Wi-Fi, сколько он будет стоить и как хорошо будет работать.

Аналитики отмечают, что в настоящее время на первый план выходит именно проблема качества интернет-связи посредством беспроводной технологии Wi-Fi. Отели, аэропорты и авиакомпании стремятся совладать с постоянно растущим спросом со стороны путешественников, а также увеличением объема веб-трафика: пользователи воспроизводят на своих устройствах потоковое видео и проводят видеоконференции. Отельеры и административные органы аэропортов ведут многолетнюю борьбу за широкополосный интернет, пропускную способность и скорость передачи данных, тогда как перевозчики сталкиваются с рядом сложностей, когда запускают на своих лайнерах сервис Wi-Fi.

Путешественники далеко не всегда владеют информацией о том, предоставляются ли на их рейсе интернет-услуги, когда бронируют авиабилеты. Кроме того, цены на Wi-Fi также постоянно меняются, в отличие от качества связи, которое, по мнению экспертов, остается стабильно невысоким и не соответствует привычках и ожиданиям большинства пассажиров.

«Не важно, какая система бортового Wi-Fi внедрена в самолете — ни одна из них на данный момент не в состоянии удовлетворить запросы пользователей и справиться с объемом спроса, — считает главный редактор журнала Airline Passenger Experience Мэри Кёрби. — Я регулярно слышу жалобы на работу каждой системы». Г-жа Кёрби уверена: чтобы обеспечить стабильной интернет-связью самолет, летящий на скорости 800-900 км/ч, авиакомпании и поставщики технологий должны стремиться эффективнее управлять ожиданиями клиентов — заранее готовить их к тому, какой сервис они могут получить и не допускать их разочарования.

«Настало время специалистам индустрии заявить: „Да, это — максимум, на который можно надеяться, так что не ждите такого же качества, как от домашнего интернета“, — уточняет она. — Пассажиру стоит рассчитывать только на возможность проверять электронную почту и использовать социальные сети. Он должен понимать, что не сможет отправлять по почте большие файлы и смотреть потоковое видео».

Новый веб-сайт routehappy.com помогает бизнес-путешественникам моментально узнать, будет ли доступен Wi-Fi во время полета — что особенно полезно, учитывая, что многие авиакомпании скрывают эту информацию до того, как билет не забронирован. Routehappy позволяет искать рейсы по определенным направлениям, например, из Москвы в Берлин, а из Берлина в Нью-Йорк, и отсортировывать результаты по так называемым «факторам счастья», включая наличие на борту Wi-Fi и системы развлечений. Специалисты Routehappy выяснили, что в США лишь на 24% внутренних рейсов пассажиры могут воспользоваться беспроводным доступом в интернет, тогда как на 56% воспользоваться Wi-Fi не удастся. На оставшихся 20% рейсов бортовой интернет-сервис еще только планируется внедрять.

Аналитики полагают, что авиакомпании не всегда точно могут определить спрос на услуги связи и предсказать, сколько человек будет одновременно ими пользоваться во время полета. В целом, сами перевозчики и Wi-Fi-провайдеры указывают на 5-10% пассажиров, желающих выйти во Всемирную сеть, хотя для дальнемагистральных рейсов этот показатель выше. По данным авиакомпании Virgin America, предлагающей Wi-Fi-доступ на всех своих самолетах, вход в систему осуществляют в среднем 20% пассажиров, а на трансконтинентальных рейсах — свыше 30%.

Большинство американских перевозчиков используют систему связи класса «воздух-земля» от компании Gogo. Скорость передачи данных в этой системе колеблется от 3,1 до 9,8 Мбит/с, что существенно ниже скорости домашнего интернет-соединения. В настоящее время Gogo и другие провайдеры Wi-Fi-услуг осваивают спутниковые системы, способные обеспечивать гораздо более высокую скорость и бесперебойную работу на международных рейсах.

Цены на бортовой Wi-Fi разбросаны достаточно широко: бюджетная американская авиакомпания Southwest Airlines придерживается самого простого подхода, взимая $8 за использование Wi-Fi в течение дня. Другие участники рынка устанавливают цены в зависимости от длительности перелета, времени установления соединения и даже типа устройства. Например, обладатель смартфона может потратить $2 за полчаса, а пассажиру с ноутбуком придется заплатить от $4,95 до 21,95 за выход в интернет во время полета.

Аналитики отмечают, что многие путешественники не желают платить за Wi-Fi. «Мы можем наблюдать явное нежелание пассажиров платить за эти услуги на борту, что удивительно, ведь внедрение и обеспечение работы таких систем в самолете обходится авиакомпаниям очень недешево», — говорит г-жа Кёрби.

Аэропорты и отели также стараются справиться с растущим спросом на интернет-услуги, хотя результат их усилий зачастую отрицателен: перегруженные сети и недовольные качеством услуг пассажиры. Чтобы избежать этого, администрация Международного аэропорта Хартсфилд-Джексон Атланта — самого загруженного в мире — приняла решение обновить сетевую инфраструктуру, прежде чем открыть бесплатный Wi-Fi-доступ в этом году.

«Изначально наша система не была подготовлена к обслуживанию того числа пользователей, которое мы ожидаем после внедрения бесплатного Wi-Fi», — объясняет директор по маркетингу и взаимодействию с заинтересованными сторонами аэропорта Мирна Уайт.

В отелях бесплатные интернет-услуги также набирают популярность, особенно в низком и среднем ценовых сегментах. По данным Американской ассоциации отелей (American Hotel & Lodging Association, AH&LA), лишь 23% гостиниц в США взимают плату за выход во Всемирную сеть из номера. При этом две трети отелей предлагают постояльцам бесплатный доступ в интернет, в том числе в лобби. В то же время, услуги связи в элитных гостиничных брендах, как правило, по-прежнему остаются платными.

Влада Стеканова, по материалам nytimes.com