Семь правил эффективного конференц-колла

Бизнесмены по всему миру пользуются услугами конференц-связи уже более 35 лет, однако до сих пор не всегда могут уверенно назвать правила, принципы и процедуры, гарантирующие достижение поставленных деловых целей при помощи этой технологии. По большому счету, универсальный метод на сегодняшний день — эмпирический, то есть, по сути, метод проб и ошибок. При этом, по данным ряда исследований, многие работники считают конференц-колл самым неприятным и нежелательным способом коммуникации с деловыми партнерами. Авторы ряда специализированных пособий и основатели конференционной компании Lead Great Meetings Байрон Ван Арсдэйл и Бернис Росс раскрывают профессиональные секреты проведения результативных деловых встреч и общения при помощи современных информационных технологий.

Прежде всего, они отмечают, что, каким бы ни был профессиональный уровень участника конференц-связи, его риторические и ораторские способности, решающую роль всегда играет акустика. Это и возможности того помещения, где проводится виртуальная конференция, и способности на слух воспринимать те или иные особенности, которые могут служить невербальными сигналами — модуляцию и интонацию голоса, темп речи.

Г-н Ван Арсдэйл и г-жа Росс определили семь стратегий-советов для успешного проведения конференц-колла, который поможет завладеть вниманием всех участников и в равной степени привлечь всех к обсуждению обозначенных вопросов и проблем.

1. Пользуйтесь обычными стационарными телефонами. Если вы организуете и проводите конференц-связь и являетесь главным спикером, по возможности используйте пусть несколько старомодные, но надежные средства телефонной связи. Прежде чем выступать в защиту более экономной IP-телефонии или настаивать на необходимости вести переговоры по мобильному телефону, спросите себя, готовы ли вы потерять от 20 до 50% процесса общения.

В качестве примера можно привести следующую реальную ситуацию: исполнительный директор одной крупной компании, выступавшая модератором конференц-колла, решила использовать внутреннюю систему IP-телефонии своей компании, отказываясь «возвращаться в мрачное средневековье» и устанавливать городскую телефонную связь. Однако в итоге ее речь была настолько искажена и исковеркана, что участники смогли разобрать лишь примерно 40% сказанного. Все это происходило в то время, когда компания планировала активно проводить тренинги по использованию IP-телефонии, которую собиралась сделать основой внешней и внутрикорпоративной коммуникации. Но после того, как директор прослушала запись разговора, она приняла решение установить систему наземных линий телефонной связи.

2. Старайтесь не перекрикивать и не заставлять молчать своих собеседников. Чаще всего так происходит, когда вы или кто-либо другой в ходе звонка использует спикерфон в телефонном аппарате, то есть громкоговорящую связь. Помимо этого, спикерфоны существенно понижают качество связи вследствие усиления фонового шума и помех. В этой ситуации необходимо внимательно следить за качеством звука и обратиться к помощи специальной гарнитуры для подавления шумов.

3. Вовлекайте в разговор тех, кто успел к вам присоединиться до начала конференц-связи. Не ждите, пока «первые прибывшие» начнут обсуждать погоду или прошедший футбольный матч — задайте самому раннему участнику несложный вопрос по официальной теме, стоящей на повестке конференц-колла. По мере того, как на связь будут выходить все новые участники разговора, задавайте им тот же вопрос и вовлекайте в коллективную дискуссию.

4. Следуйте основным правила делового этикета. Отсутствие универсальных правил вежливого общения — ключевая проблема, приводящая к резкому снижению эффективности конференц-связи и даже хаосу, поскольку в отсутствие установленных норм люди начинают создавать собственные. Для того, чтобы максимизировать результативность делового разговора, необходимо четко и ясно очертить рамки поведения всех участников. Три наиболее важных и универсальных пункта, которые можно выделить, — заблаговременно выходить на связь, вовремя вступать в разговор, а также вовремя заканчивать свое выступление.

5. Называйте свое имя первым. Этот совет может показаться излишним и несущественным, особенно если конференц-колл проводится между коллегами, которые уже знают друг друга. Однако всегда есть вероятность того, что кто-то перепутает чей-то голос или не сможет его четко идентифицировать, тем более когда в конференц-связи участвует более 5-6 человек. Кроме того, существует опасность разделения участников звонка на «своих» и «чужих» в том случае, если кто-то участвует впервые и не знаком со всеми остальными, уже хорошо представляющими своих собеседников и узнающими их голоса. Поэтому важно всегда представляться в самом начале конференц-колла, когда на связь выходит новый участник, а также когда вы хотите выступить с комментарием.

6. Используйте паузы — ключевой инструмент в арсенале модератора конференц-связи. Не бойтесь кого-либо прервать, если у вас проблемы со связью, техникой или если кто-то начинает повторяться, говорить лишнее или не по теме — необходимо всегда следить, чтобы конферен-колл шел в соответствии с намеченным планом и графиком. К примеру, если кто-либо из спикеров начинает уходить в ненужное направление или буквально монополизирует разговор, смело, но вежливо останавливайте его, называя имя и предлагая сделать паузу «буквально на секунду. Мы сейчас обсуждаем тему N. Что вы можете по ней добавить?» или «Можете подытожить/резюмировать все сказанное вами в одном предложении?».

7. Меняйте тональность и ход делового общения при помощи наводящих и уточняющих вопросов. Вместо того, чтобы просто переходить от одного пункта повестки конференц-колла к другому, используйте вопросительные слова «как», «что», «зачем», задавайте как открытые, так и закрытые вопросы — иными словами, старайтесь создать эффект и атмосферу вовлеченности, деятельного участия и взаимодействия.

Влада Стеканова, по материалам executivetravelmagazine.com