Новые способы распространения информации — светлое будущее авиакомпаний?

Существует мнение, что активное внедрение технологий и новых способов распространения информации и продажи услуг (New Distribution Capability, NDC) навсегда изменит мир делового туризма. Однако многие эксперты отрасли опасаются, что NDC, напротив, может ограничить возможности корпоративных покупателей.

Чтобы донести до конечного потребителя услуг делового туризма нужную продукцию, сервис, ресурс или материал (авиабилет, проживание в гостинице, трансфер и т.п.), важно четко понимать, какой именно способ распространения информации будет наиболее эффективен для него. Это верно и в отношении поставщика тревел-услуг (TMC, глобальной системы бронирования, авиакомпании, гостиничной сети и т.д.), который дальше передает свой контент посредникам, стараясь избежать при этом издержек.

В октябре 2012 года в ходе World Passenger Symposium Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) объявила о разработке системы NDC. Тогда эксперты отрасли поспешили сделать вывод о смене принципа продаж контента в сфере авиаперевозок в будущем. Однако сейчас, спустя почти полгода, многие видят в NDC не только перспективы, но и недостатки и даже опасности.

Что такое NDC? В целом, это набор стандартов в области технологий, дающих авиаперевозчикам возможность распространять свои услуги и информацию при посредничестве третьих лиц. Благодаря NDC все авиакомпании могут использовать одни и те же проверенные и одобренные IATA стандарты, а посредники — ТМС, глобальные дистрибутивные системы (GDS), отделы закупок и снабжения, компании-новички на рынке — получат равный доступ к одному и тому же контенту и смогут распространять его от лица этих авиакомпаний.

Проект NDC возглавляет руководитель отдела программ по пассажирским перевозкам IATA Эрик Леопольд. По его словам, «сегодня авиаперевозчики в попытке привлечь деловых путешественников предлагают широкий спектр продуктов и услуг — ранняя регистрация и посадка на рейс, опция предпочитаемого места в самолете, суточный доступ в лаунж-зону аэропорта и т.д. Но проблема в том, что работающие в сфере тревел-менеджмента компании, которые используют GDS и системы бронирования, не всегда в курсе всех предложений, а авиакомпании не могут „подстраивать“ то или иное предложение под конкретного заказчика или посредника».

Г-н Леопольд указывает также на то, что перевозчики инвестируют сотни миллионов долларов в модернизацию и совершенствование качества своих услуг, например, обновление авиапарка или предоставление беспроводного доступа в интернет на международных рейсах. Однако прежняя система распространения информации не позволяет грамотно классифицировать и распределять все услуги по группам и классам.

Единая система. Руководитель программного управления одной из лидирующих компаний в сфере услуг по организации деловых поездок Carlson Wagonlit Travel (CWT) Найджел Тёрнер считает, что, несмотря на потенциальные риски и угрозы бизнесу, потребители услуг и корпоративные покупатели хотят формирования единой удобной системы: «Появление во всех отраслях экономики новых путей выхода на рынок — это неизбежность, и это происходит уже сейчас. В CWT приветствуют появление любой технологии, которая поможет нам с продажами основных и дополнительных услуг».

Международная компания-поставщик услуг по организации деловых поездок, управлению расходами и информацией Hogg Robinson Group (HRG) также приветствует появление NDC. По словам представителя компании Тони Берри, «IATA взяла на себя ответственность выработать единые стандарты на глобальном уровне, и авиаперевозчики рассматривают это как возможность прояснить будущее всей дистрибутивной системы. С HRG сотрудничает примерно 300 разработчиков, поэтому мы с интересом смотрим на новые возможности бронирования, которые открывает внедрение стандартов NDC».

В самой IATA разделяют настроение участников рынка. Как считает г-н Леопольд, у ТМС появится больше информации о предложениях и услугах, чем сейчас, когда они пользуются непрямыми каналами ее получения. Соответственно, в этом случае ТМС смогут предлагать больше опций и вариантов своим клиентам, а вместе с использованием стандарта EMD (Electronic Miscellaneous Document, электронный многоцелевой документ) — оформлять, фиксировать и управлять расходами.

Еще одна важная причина, по которой в IATA стали развивать NDC — открытие рынка индустрии для конкуренции, причем не только для поставщиков технологий, но и для самих авиакомпаний, которые смогут войти в корпоративное пространство. Так, не очень крупные или бюджетные перевозчики, которые никак не связаны с GDS и работают напрямую с конечным потребителем, получат возможность расширить каналы продаж за счет ТМС и туристических агентств, используя совместимые с их сайтом технологии. Тем не менее, некоторые аналитики высказывают опасение, что для авиакомпаний, желающих использовать NDC, будет установлена определенная цена, то есть они понесут определенные затраты. Таким образом, инициатива IATA будет выгодна лишь крупным авиаперевозчикам, у которых есть необходимые ресурсы для инвестиций и которые занимают на рынке прочную позицию.

Осторожная критика со стороны GDS. Глобальные дистрибутивные системы и системы бронирования достаточно сдержанно реагируют на разработку нового стандарта IATA, пока не станет ясно, как он применяется на практике. Тем не менее, некоторые компании, работающие в этой сфере, выступают с открытой критикой NDC. В частности, в корпорации Sabre отметили, что, скорее всего, новая система может нанести ущерб прозрачности тарифов и цен на авиаперевозки, существенно ограничить возможности сравнения при покупке услуг, а также подвергнуть риску сохранение конфиденциальности данных.

В Amadeusобратили внимание на то, что в результате внедрения NDC резко возрастет нагрузка на сайты авиакомпаний, так как ТМС, туристические агентства и сайты-агрегаторы информации будут активно использовать их для получения нужных данных. Соответственно, более «слабые» сайты небольших авиаперевозчиков рискуют не справиться с таким мощным дополнительным наплывом посетителей.

Есть, однако, и те, кто уже налаживает работу в соответствии с новым стандартом IATA. Американская компания Travelport, например, активно сотрудничает с британским лоукостером EasyJet и интегрируется с API авиакомпании, загружая весь контент в свою систему. Также с Travelport развивают сотрудничество Air Canada и KLM, ожидаются новые сделки и соглашения.

Помимо авиакомпаний, стоит посмотреть на так называемую группу CAFGA: Concur, Apple, Facebook, Google, Amazon. Именно эти именитые бренды и корпорации влияют, по мнению IATA, на будущее дистрибутивной системы. Так, Concur в 2011 году приобрела сервис TripIt — своего рода мобильный органайзер для путешествий и деловых поездок, пользующийся успехом у миллионов пользователей. Корпорация Apple тоже создала в 2012 году специализированное мобильное приложение для путешественников под названием Passbook. Что касается Facebook, то его влияние определяется способностями собирать, отслеживать, агрегировать и изучать данные о путешествиях и бронировании. Google выступает своего рода звеном для выстраивания отношений и коммуникации поставщика услуг (авиакомпании) и клиента (пассажира), а Amazon Web Services представляет собой виртуальную платформу, на которой размещаются многие деловые сайты, предлагающие услуги по сопровождению различных сделок.

Таким образом, пока новый стандарт IATA не внедрен и не функционирует в полном масштабе, сложно однозначно сделать выводы о том, как он повлияет на индустрию авиаперевозок и систему продаж билетов и услуг авиакомпаний.

Влада Стеканова, по материалам buyingbusinesstravel.com