(Не)идеальный трансфер. Как корпоративным покупателям и компаниям-перевозчикам договориться между собой

Существует ли идеальный трансфер? Как выяснилось еще во время заседания экспертной комиссии Премии Buying Business Travel Awards Russia & CIS, на российском транспортном рынке практически нет компаний, услуги которых в том виде, в каком их предлагают сейчас, отвечают требованиям корпоративных покупателей. 

А с какими проблемами в свою очередь сталкиваются сами трансферные и транспортные компании? Что мешает им соответствовать ожиданиям заказчика? В этом пытались разобраться участники круглого стола «Неидеальный трансфер» в рамках XI Ежегодного AСTE Moscow Executive Forum.


Клиенту нужны гарантии

«Решение не выбирать победителя в номинации „Лучшая транспортная компания“ было принято потому, что судьи видели в номинантах поставщиков сервиса, а не собственно перевозчиков», — подчеркнула Оксана Чумак, руководитель административного департамента компании «МЕТРО Кэш энд Керри», член экспертной комиссии Премии.

«Нам нужно было выбрать для всей отрасли перевозчика, соответствующего номинации „Лучшая транспортная компания“, но в шорт-лист вошли две сервисные компании и одна — из luxury-сегмента, что в целом не совсем подходит для бизнес-поездок», — добавила еще один член жюри, руководитель административно-хозяйственного отдела ООО «Кнауф Гипс» Юлия Фишелева.

Так в чем же разница между сервисными и транспортными компаниями? Первые обеспечивают поиск водителей с автомобилями, вторые предоставляют машину и водителя и отвечают непосредственно за перевозку, объяснило жюри. Кроме того, транспортная компания обычно владеет автопарком, собственным или в лизинге, что дает клиенту дополнительные гарантии. Поэтому штаб-квартиры и службы безопасности крупных корпораций рекомендуют выбирать последних.


Среди сервисных можно, во-первых, выделить трансферные компании, которые, как правило, в большей степени ориентированы на корпоративный сегмент, отбирают водителей и машины в соответствии с четкими стандартами и подписывают с подрядчиками SLA. А во-вторых, службы такси, или агрегаторы («Яндекс.Такси», Uber другие). С ними ситуация еще более спорная. По словам тревел-менеджеров, они не могут предоставить никаких гарантий и не несут ответственности за действия водителей. 

Тем не менее ряд корпоративных клиентов перестают опасаться агрегаторов. «У нас в пуле два типа подрядчиков: трансферная компания и агрегатор. Каждый отрабатывает свой сценарий. Мы решили сделать так, потому что и сами сотрудники делятся на два типа. Одни хотят, чтобы получаемые сервисы были проще и мобильнее: зашел в приложение и нашел машину здесь и сейчас, а если еще и оплата осуществляется по безналу через компанию, так это и вовсе праздник какой-то. Другие ценят старую добрую классику — предзаказ через некое ответственное лицо, которому можно позвонить, если что-то идет не так. Ну и опять же никто не отменял иностранных гостей, трансферы для которых по классической схеме заказывать проще», — отметила руководитель группы организации деловых поездок АО «Лаборатория Касперского» Ирина Костюкова.

Между тем агрегатор такси не несет ответственность за неприбытие автомобиля. Что делать тревел-менеджеру в такой ситуации? 

«Надо просто иметь запасной вариант для таких случаев, план Б. Это может быть другой агрегатор или трансферная компания про запас, — уверена Ирина. — Вообще, по практике такие ситуации не решает тревел-менеджер. Созваниваться с тревел-менеджером, чтобы он где-то заказывал такси сотруднику, который уже мечется в дверях с чемоданом — дополнительная трата времени. Наши коллеги просто знают, что, если к ним не приехала машина одного агрегатора, они вправе заказать такси в другом. Это менее удобно в плане оплаты, потому что придется оплатить самому и отчитаться, но это быстрый вариант решения проблемы».

Как обеспечить безопасность путешественника и при этом не уйти в минус

«У нас есть своя транспортная служба, и наш парк застрахован КАСКО, плюс страховка от несчастных случаев, также машину на линию выпускает мастер, а все водители, в том числе водители погрузчиков, перед поездкой проходят медосмотр. Хотелось бы, чтобы у трансферных компаний было так же», — сказала Юлия Фишелева.

Но в какую сумму обходятся все эти дополнительные опции, и как трансферной компании не уйти в минус с таким широким набором требований, если тарифы все время стремятся к уменьшению, задал вопрос исполнительный директор i`way Александр Шведов.

В погоне за экономией заказчики не всегда готовы доплачивать за комплексный страховой инструмент, добавил Александр: «Мы с одной из крупнейших страховых компаний планировали вывести на рынок специальный продукт, который бы за небольшую фиксированную сумму закладывал каждому трансферу существенное страховое покрытие. Российский бизнес по большей части отказался». По его словам, предлагать этот продукт в «опциональном» режиме не было смысла, так как он достаточно сложный технологически и его внедрение может повлечь за собой немалые финансовые риски.