MITT Саммит Отель: новое место встречи профессионалов индустрии гостеприимства
21 марта в ЦВК «Экспоцентр» в рамках Московского международного туристического бизнес-саммита впервые состоялась специальная сессия «МIТТ Саммит Отель!». Партнером мероприятия выступила Ассоциация Бизнес Туризма. Качество сервиса в отелях, тонкости онлайн-бронирования и способы привлечения в гостиницы деловых туристов были, пожалуй, наиболее практически-ориентированными темами, раскрытыми на сессии. Около половины участников этой первой конференции гостиничного профиля составили отельеры из регионов.
Как повлияет на гостиничную отрасль России Олимпиада-2014 и чемпионат FIFA-2018?
В ближайшее время Россия будет принимать два крупных спортивных состязания зимние Олимпийские игры-2014 в Сочи и чемпионат мира по футболу FIFA-2018.
Для Олимпиады в Имеритинской низменности Сочи будет построено 12 тыс. номеров, из них 10 тыс. составят апартаменты. Номерной фон глобальных гостиничных операторов будет равняться 2 тыс. номеров. В горном кластере откроется 5 тыс. комнат. Международный олимпийский комитет гарантирует загрузку 10 тыс. номеров как организатор.
Однако особых надежд на Олимпиаду-2014 отельерам возлагать не стоит, полагает Татьяна Веллер, управляющий директор консалтинговой компании «HVS» в России. Как показывает опыт других Олимпийских игр, уже на следующий год после этого спортивного события количество посещений и уровень RevPAR (Revenue Per Available Room, «доход на номер») падает ниже предолимпийского уровня. Так было, например, в Сиднее, Атланте, Сеуле, Пекине. Исключение составляет Барселона, поскольку испанские власти после Олимпиады-1992 сделали упор на продвижение города как туристического направления.
Матчи чемпионата мира по футболу в 2018 году будут принимать 11 российских городов: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Сочи, Казань, Калининград, Волгоград, Саранск, Нижний Новгород, Самара, Ростов-на-Дону. Всего к чемпионату будет построено и реконструировано 20 тыс. номеров. Особенность в том, что более 60% требуемого фонда будет сосредоточено в сегменте 3*, для среднего болельщика. При этом если количество комнат в названных городах удовлетворяет требованиям Международной футбольной федерации (FIFA), то уровень сервиса в этих гостиницах болевая точка.
Хотя международные гостиничные бренды фокусируются на городах с населением от 500 тыс. до 1 млн., вряд ли они придут в места проведения чемпионата FIFA, поскольку им невыгодно строительство отелей 3*, прогнозирует Татьяна Веллер.
Возможен ли идеальный сервис в российских отелях?
Если строить отели в России уже научились, то основные вопросы возникают с качеством обслуживания. Алексей Волов, генеральный менеджер Best Western Premier MONA Boutique Hotel, называет три ключевых проблемы в этой сфере. Во-первых, отсутствие технологий: сотрудники отеля не понимают, как нужно обслуживать гостей, чтобы они были довольны. Во-вторых, отсутствие работы с людьми: персонал не обучен и не мотивирован. В-третьих, качество обслуживания будет непостоянным, если нет контроля.
Г-н Волов рекомендует уделять особое внимание трем зонам: заселение/выселение гостя, уборка номеров и общественных помещений, а также питание (завтрак, ресторан, бар). Важным моментом является коммуникация, или поведение персонала, когда гость обращается со своей проблемой.
Алексей Волов поделился личным опытом повышения качества сервиса. В его загородном отеле сотрудник ресепшен встречает гостя у дверей, а не за стойкой, а при выписке угощает клиента конфетой со вкладышем-пожеланием внутри. В MONA Boutique Hotel с помощью check-list из 100 позиций супервайзер контролирует не все убранные горничной номера, а два-три на выбор, но зато проверяет их досконально. Гостю за завтраком официанты предлагают чай-кофе, усаживают за стол, т.е. начинают коммуникацию. На основе часто задаваемых гостями вопросов проводится «экзамен» для сотрудников, чтобы они знали все услуги отеля на 100%.
Помимо такого внутреннего контроля качества сервиса в отелях целесообразно применять и внешний программы «Тайный гость» и «Тайный звонок».
Тайный гость может проверить прибытие/отъезд гостей, питание и напитки, хаускипинг, смежные службы. Отельерам, решившим своими силами организовать посещение такого постояльца, нужно учесть ряд факторов.
Тайный посетитель не должен выделяться среди других клиентов, говорит Антон Матвеев, коммерческий директор тренинговой компании Big Tree. Его может выдать такая мелочь, как взгляд на бейдж сотрудника. Тайному гостю не нужно бросаться проверять сразу все службы отеля в первые часы прибытия напротив, ему следует покинуть гостиницу на несколько часов, чтобы не вызвать подозрения.
При подготовке тайного гостя г-н Матвеев советует проверить, что в отеле не работают его родственники, коллеги или друзья; подписать соглашение о конфиденциальности услуг; заранее протестировать фото-, аудио-, видеооборудование, а также обязательно поставить клиентов в известность о том, что в гостинице может проводиться проверка по методу «тайный гость».
С помощью программы «Тайный звонок» можно проконтролировать работу отдела бронирования и узнать, соблюдает ли сотрудник стандартный алгоритм ответа, насколько профессионально он продает номер. При звонке необходимо вести аудиозапись. Полученные результаты анализируются по перечню критериев, который может состоять от 9 до 70 пунктов. Г-н Матвеев предостерегает как от слишком краткого, так и слишком длинного списка параметров проверки.
Как повысить продажи с помощью онлайн-бронирования?
По разным оценкам, из 7 тыс. российских отелей не более 3,5 тыс. представлены в интернете. В СНГ из 11 тыс. гостиниц только 5,5 тыс. доступны онлайн. Такие данные привел Федор Егоров, директор департамента по работе с отелями России и СНГ системы бронирования «Островок.ру». По его словам, пока что лишь 10% объема продаж отелей в России приходится на онлайн-бронирование, и при нынешних темпах распространения интернета в стране этот сегмент растет.
Г-н Егоров рекомендует отельерам работать с несколькими системами бронирования, чтобы не зависеть от одного канала продаж.Он сообщил, что у гостиниц, которые регулярно, минимум раз в месяц, обновляют контент на сайте, конверсия выше на 40%. Отели, выставляющие как можно больше категорий номеров и тарифов, имеют конверсию выше на 30%. Также Федор Егоров предлагает использовать раздел «Важная информация»: например, здесь можно указать, что летом по воскресеньям в ресторане отеля проводятся бранчи, и на них предоставляется скидка.
Как гостиницам привлечь деловых туристов?
За последние десять лет MICE-сектор мирового и российского туризма неуклонно растет. Объем деловых поездок в России, по данным Международной ассоциации бизнес-туризма (GBTA), в 2012 году составил около $20 млрд., к 2016 году прогнозируется рост до $30 млрд.
«Бизнес-турист тратит в среднем в три раза больше, чем обычный путешественник. Поэтому деловые люди самый значимый сегмент бизнеса для отелей в России, подчеркнула Ирина Боссхард, руководитель программы Аттестация Бизнес- и Конференц-отелей Ассоциации Бизнес Туризма. Корпоративный сегмент сложный и неоднородный, но при этом стабильный, прогнозируемый и наиболее доходный как по объемам, так и по цене. Он отличается наиболее высокими требованиями к набору услуг и их качеству».
Анкетирование, проведенное АБТ среди корпоративных покупателей, показало, что деловые туристы при выборе отеля руководствуются следующими параметрами: удобное расположение, уровень обслуживания, тревел-политика компании, рекомендации коллег, быстрое (не более
Корпоративные покупатели отбирают отели по таким критериям, как месторасположение, безопасность, набор и качество предоставляемых услуг, цена.
В число значимых для бизнес-сегмента услуг в отеле входят: интернет (лучше бесплатный); завтрак; трансферы (аэропорт, офис); гарантия корпоративной цены на любую категорию номеров за исключением люксов; апгрейды (предложение более комфортного типа номера по цене более низкой категории); отмена штрафа за позднюю отмену заселения; бесплатные местные звонки; преференции при оплате.
Чтобы проинформировать гостиницы о том, чего хотят деловые туристы, а также сообщить бизнес-путешественникам, соответствует ли отель их высоким требованиям к средству размещения, по просьбе корпоративных покупателей была создана программа Аттестации Бизнес- и Конференц-отелей АБТ.
Мнения участников «MITT Саммит Отель»
«Высококвалифицированные спикеры, дружеская атмосфера, полезные доклады, оценила сессию Галина Корженкова, директор по рекламе и PR Marco Polo Presnja Hotel (Москва). Мне кажется, наиболее актуальной и нужной была тема качества сервиса в отелях. Конкуренция на московском гостиничном рынке очень высока. В последние годы появилось много мини-отелей, хостелов, апартаментов, которые, казалось бы, не имеют отношения к гостиницам 4* или 5*, но это не так. Они точно также представлены на сайтах онлайн-бронирования и поэтому являются конкурентами. Вот почему в таких условиях качество сервиса выходит на первый план».
«Онлайн-бронирование очень актуальная тема для регионов, отметила Мария Максимова, генеральный директор московского хостела Очарованный странник. Однажды перед поездкой в один областной центр на Островок.ру я не смогла забронировать отель: местные гостиницы там либо не присутствуют, либо выставляют очень ограниченное количество номеров. В итоге мне пришлось их обзванивать, а это крайне неудобно».
«Хотелось бы, чтобы на следующем мероприятии более подробно осветили государственную аттестацию гостиниц. Мы все этого ждем, стремимся понять, надо ее проходить или нет, и желаем, чтобы официальные лица дали по этому поводу рекомендации и разъяснения», высказала пожелание Полина Коченкова, управляющий директор группы отелей из Калуги.
Юлия Инышева