Duty of care: обеспечение корпоративной безопасности как приоритет тревел-менеджеров

Понятие duty of care является одним из наиболее актуальных в сфере управления деловыми поездками и риск-менеджмента. Последнее время оно начинает играть все более важную роль при формировании корпоративной тревел-политики.

Несмотря на то, что эта концепция уже давно существует в обычном праве и применяется в юридической практике, в сфере тревел-менеджмента duty of care — сравнительно новое направление. Применительно к деловому туризму оно означает заботу о безопасности работников во время деловых поездок.

До недавнего времени в центре тревел-политики стояли издержки и расходы, то есть первостепенной задачей тревел-менеджеров был контроль за уровнем затрат, а не обеспечение безопасности своих деловых путешественников. Однако сложные экономические условия привели компании в страны с развивающейся экономикой, к новым и незнакомым поставщикам услуг, и безопасность вышла на первое место.

Тревел-менеджеры стали интересоваться тем, какую опасность может представлять, к примеру, аренда автомобиля в компании, не являющейся приоритетным поставщиков услуг, или проживание в отеле, не прошедшем должную сертификацию и проверку в специализированных инстанциях. В настоящее время специалистов по управлению деловыми поездками больше волнует не минимизация расходов, а минимизация рисков и забота о человеческих ресурсах их компаний.

В большинстве случаев забота о безопасности предполагает ответственность компании за своих работников в процессе их деловых поездок и включает любые, в том числе превентивные, меры по защите, оказанию поддержки и помощи. По мнению руководителя американской компании по управлению рисками iJET Брюса МакИндоу, обеспечение корпоративной безопасности должно строиться на трех базовых элементах: финансовой защите компании, превентивном риск-менеджменте и четкой, ясной коммуникации, т.е. донесении до сотрудников информации о нормах, правилах и требованиях в отношении деловых поездок.

Великобритания стала одной из первых стран, законодательно закрепивших основы обеспечения корпоративной безопасности: в 2008 году вступил в силу закон «О непредумышленном убийстве по вине компании» (Corporate Manslaughter Act). Он предусматривает финансовую, процессуальную и публичную (раскрытие информации) ответственность работодателей за причинение смерти по неосторожности. По некоторым данным, в США работники выигрывают более 80% судебных исков, связанных с нарушением/неисполнением компанией обязательств по обеспечению корпоративной безопасности. Неудивительно, что ответственность (liability) находится в центре внимания тревел-менеджеров, которые вынуждены прорабатывать мельчайшие детали и обязаны предвидеть любую потенциально опасную для делового путешественника ситуацию.

В связи с этим возникло еще одно понятие — duty to inform, т.е. обязанность информировать сотрудника о возможных рисках и угрозах (например, болезни или ограбления), а также об обязательствах, профилактических мерах и запретах (к примеру, не рекомендуется использовать банкоматы в общественных местах). Крайне желательно также, чтобы сотрудник понимал ответственность, которую он несет в ходе деловой поездки. Г-н МакИндоу приводит такой пример: «Один работник, находившийся в командировке во Вьетнаме, решил отправиться в выходной день на рафтинг. Во время сплава по бурной воде он получил серьезную травму и был госпитализирован, а затем его пришлось транспортировать обратно в США коммерческим рейсом. Общие расходы компании составили в итоге $22 тыс., а работник засудил ее за то, что его не предупредили, что компания не несет за него никакой ответственности в нерабочее время».

3 шага на пути к эффективному обеспечению корпоративной безопасности

Как компании могут выполнять обязательства по обеспечению безопасности своих сотрудников в деловых поездках в условиях жесткой конкуренции и столкновения интересов, ограниченного бюджета и нехватки времени? Для начала, они должны изучить существующее законодательство, нормативные акты и стандарты, существующие в этой сфере. Кроме того, полезно посмотреть на опыт других компаний, понять, какие правила в целях защиты своих деловых путешественников они внедряют и как добиваются успешного выполнения этих правил. В частности, можно проанализировать, предполагает ли корпоративная тревел-политика информационное обеспечение и целенаправленное просвещение работников по вопросам безопасности, а также проведение специальных тренингов и подготовки.

Также важно определить, является ли эта политика реактивной или проактивной. В первом случае компания реагирует на возникающие проблемы и оказывает поддержку и помощь, для чего тратит крупные суммы на средства защиты и страхование. Во втором — компания больше ориентирована на предотвращение опасных ситуаций и работает на опережение событий, поэтому создает различные профилактические программы и разрабатывает превентивные меры.

В целом, эксперты выделяют три уровня создания тревел-политики по безопасности:

1) планирование такой политики, которая отвечает потребностям и интересам компании и ее работников;

2) защитные меры, позволяющие оперативно информировать, предупреждать, предостерегать, отслеживать, сопровождать, ограждать делового путешественника от проблем и неприятностей;

3) активное реагирование/меры по оказанию помощи, например эвакуации или госпитализации.

На стадии планирования необходимо в каком-то смысле «подогнать» тревел политику под размеры, сферу деятельности и возможности компании, а также под объем спроса на деловые поездки, под требования и запросы в отношении таких поездок.

Далее предстоит проанализировать условия и обстоятельства, от которых нужно отталкиваться при выработке мер по защите. Например, в одном случае деловой путешественник может воспользоваться услугами местного такси, в другом будет безопаснее и благоразумнее обратиться в компанию по прокату автомобилей. Также можно определить набор «профилактических» правил для той или иной страны/города. К примеру, «пить только бутилированную воду», «не носить броские украшения», «избегать ночных прогулок по определенным районам города», «выходить на улицу только в составе группы людей».

На заключительном уровне определяется круг мер, которые компания оказывает в интересах безопасности сотрудника. Здесь прорабатываются стратегии, инструкции (к примеру, как правильно себя вести в случае похищения и требования выкупа), планы (например, эвакуации), вопросы страхования, технические и организационные моменты. Многие тревел-менеджеры отмечают важность системы отслеживания местонахождения сотрудника во время деловой поездки. Свою эффективность этот инструмент доказал, в частности, во время массовых волнений и демонстраций в арабских странах в 2010-2011 годах и землетрясения в Японии в 2011 году.

Влада Стеканова, по материалам Business Travel Executive