Авиарынок и индустрия гостеприимства: развивающиеся рынки выходят на первый план

В настоящее время деловой туризм особенно активно развивается в странах с развивающейся экономикой в регионах Азии, Южной Америки, Африки и Ближнего Востока. В первую очередь, это касается авиаотрасли и гостиничного рынка. В связи с этим эксперты указывают не только на новые возможности для бизнеса, но и на серьезные риски, касающиеся, в частности, безопасности.

abt199.jpg

По данным Международной ассоциации делового туризма (Global Business Travel Association, GBTA), в 2013 году общий объем расходов деловых путешественников составит около $1,16 трлн. Значительная доля приходится именно на развивающиеся страны, тогда как в США индустрия делового туризма восстанавливается сравнительно медленно, а европейский рынок в условиях кризиса и вовсе можно назвать застойным. За период 2000 — 2013 годов расходы бизнес-путешественников в Китае росли в среднем на 15,5% ежегодно, и в этом году должны достичь $226 млрд. Ожидается, что в 2014 году объем деловых поездок увеличится на 17%, и Китай вытеснит США с туристического Олимпа.

«Если говорить о развитии инфраструктуры аэропортов за последние годы, можно упомянуть старую бейсбольную поговорку — «построй его, и они придут», — отмечает Тони Дэвис, партнер и исполнительный директор международной инвестиционной компании Irelandia Aviation. Действительно, спрос достаточно велик, поэтому из строительства новых международных терминалов и модернизации уже существующих крупные игроки рынка авиации извлекают большую выгоду.

Общий объем воздушных пассажирских перевозок вырос за прошлый год на 4%, сообщил в марте Международный Совет Аэропортов (Airports Council International, ACI), глобальная некоммерческая ассоциация, представляющая интересы свыше 1700 аэропортов в 174 странах мира. При этом в Северной Америке и Европе рост был незначительным — 1,2% и 1,7% соответственно. Авиарынки же развивающихся стран очень оживленные, и воздушные перевозки набирают здесь все большую популярность. Наибольший рост зафиксирован в пяти аэропортах — Стамбула (объем перевозок увеличился в 2012 году на 20,6%), Дубая (13,2%), Джакарты (12,1%), Бангкока (10,6%) и Сингапура (10%). Каждый из них ежегодно пропускает через себя свыше 40 млн. пассажиров.

В целом, количество перевезенных пассажиров выросло в Азии на 7,5%, в Латинской Америке на 7,3%, в Африке на 6,4% и на 13% в Ближневосточном регионе, что в разы превышает аналогичные показатели развитых стран Запада.

Самый бурный и продолжительный рост индустрии делового туризма и бизнес-авиации переживают в Китае. За прошедшее десятилетие число путешественников в крупнейшем в Пекине Международном аэропорту Шоуду утроилось, и эксперты прогнозируют, что вскоре этот аэропорт превзойдет по загруженности Международный аэропорт Хартсфилд-Джексон Атланта в США, который уже несколько лет не уступает ему пальму первенства.

Крупнейший в мире по численности жителей Шанхай также энергично вкладывает в развитие авиационной инфраструктуры. В частности, в рамках инвестиционной программы в размере $9 млрд. менее чем за три года был возведен Терминал 2 в Шанхайском международном аэропорту Хунцяо, а также налажено транспортное сообщение с городом. Во втором международном аэропорту Шанхая — Пудуне — также строят амбициозные планы по расширению и улучшению работы, и при условии их реализации Пудун войдет в число крупнейших аэропортов в мире.

Аэропорты Дохи, Абу-Даби и Дубая обслуживают 15% всего пассажиропотока из Азии в Европу, а также из Европы в Австралию и Океанию, по оценкам ведущей компании-поставщика технологий для мировой индустрии туризма и авиаперевозок Amadeus. При этом в Дубае заявляют о планах по созданию совершенно нового аэропорта, который заменит действующий международный аэропорт, крупнейший в ОАЭ.

Активное развитие аэропортовой инфраструктуры играет на руку бизнес-путешественникам, поскольку конкуренция среди перевозчиков растет, и вместе с ним появляется свобода выбора, а цены снижаются. Недавнее исследование Amadeus показывает, что за три года уровень конкуренции на рынке воздушных перевозок существенно поднялся, и все более высокий процент направлений обслуживается тремя и более авиакомпаниями. Самая высокая конкуренция — в Азии, где 75% перевозок осуществляется тремя и более компаниями.

На фоне роста международного пассажиропотока аналитики начинают высказывать опасения по вопросам безопасности. В некоторых странах очень высок риск похищения людей, тем более хорошо одетых и с дорогими мобильными устройствами в руках, поэтому деловые путешественники всегда первыми входят в зону риска. Так, в период волнений и протестов в арабских странах в 2010 и 2011 годах от действий похитителей и воров пострадало немало бизнес-путешественников.

Важной проблемой становится и безопасность самих полетов. В США за последние четыре года не произошло ни одной авиакатастрофы с человеческими жертвами, однако в ряде развивающихся стран и даже целых регионов статистика куда хуже. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (International Air Transport Association, IATA), африканские авиакомпании контролируют лишь 3% общемирового объема воздушных перевозок, однако ответственны за 17% всех аварийных случаев и катастроф в 2012 году. Среднемировой показатель за прошлый год — одна авария на пять млн. полетов, однако в Африке самолет терпит крушение каждые 270 тыс. полетов.

По мнению генерального директора и президента IATA Тони Тайлера, столь удручающая статистика причиняет серьезный ущерб репутации и экономическому потенциалу региона в целом. Г-н Тайлер подчеркивает, что африканские перевозчики менее всего привержены международным стандартам авиационной безопасности. Впрочем, не только в Африке существуют подобные проблемы: в апреле лайнер Boeing 737 крупнейшей частной индонезийской авиакомпании Lion Air выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы Международного аэропорта Денпасар на острове Бали и на большой скорости врезался в воду, разломившись надвое; в результате аварии многие пассажиры получили травмы, но никто не погиб.

Тем не менее, спрос на воздушные пассажирские перевозки устойчив, поэтому крупные сети отелей стремятся реагировать оперативно, расширяя и укрепляя свое стратегически важное присутствие на рынках Азии, Латинской Америки и Ближнего Востока. Они ориентируются как на иностранных деловых путешественников, так и на растущее число местных бизнесменов, перемещающихся в пределах страны или региона.

В течение следующих нескольких лет одна из крупнейших в мире гостиничных компаний Starwood Hotels & Resorts Worldwide, которой принадлежат такие бренды, как Westin, Sheraton, W Hotels и St. Regis, планирует открыть 100 новых гостиниц на территории Китая, причем многие из них будут учитывать интересы и потребности именно местной целевой аудитории.

Компания Marriott International — еще один сильный игрок гостиничного рынка — в 2012 году объявила о трехлетнем плане стоимостью $2 млрд. по открытию новых отелей, треть которых будет находиться в Азии. В частности, предполагается удвоить число гостиниц в Китае (сейчас их 54) как в среднем ценовом сегменте, так и в сегменте luxury.

По мнению старшего вице-президента Starwood по продажам Кристи Хикс, международные сети отелей способствуют установлению более надежных, четких и корректных туристических стандартов на развивающихся рынках. При этом ожидания у бизнес-путешественников также стандартны — куда бы они ни отправлялись, они рассчитывают получить высокоскоростной доступ в интернет, услуги Wi-Fi, фитнес-центров, спа-салонов и здорового качественного питания. «Им нужен узнаваемый бренд и требуются те продукты и услуги, которые позволят почувствовать себя как дома, даже когда они в деловой поездке за границей», — уточняет г-жа Хикс.

Эксперты, впрочем, указывают на проблему нехватки мест в отелях и высокие тарифы на проживание в странах с развивающейся экономикой ввиду несоответствия предложения спросу. По данным международной компании-поставщика услуг по организации деловых поездок и управлению расходами Hogg Robinson Group (HRG) за 2012 год, Москва уже девятый год подряд стала самым дорогим городом для деловых путешественников, в основном за счет постоянного дефицита номеров. На втором месте расположился Лагос, крупнейший город Нигерии. Несмотря на активизацию строительства отелей для таких «громких» брендов, как Sheraton, Ibis, Radisson Blu и InterContinental, в фешенебельном районе этого города Виктория-Айленд стандартный номер в Radisson Hotel обойдется примерно в $410 за ночь.

Как показывают результаты различных исследований, с 2000 года объем расходов бизнес-путешественников в Бразилии увеличился втрое и, по прогнозам, в течение следующих двух лет этот показатель превысит показатели Великобритании, Франции и Италии. Однако и в этой стране предложение не поспевает за спросом.

Несмотря на то, что Бразилия инвестирует миллиарды долларов в развитие транспортной инфраструктуры в рамках подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу 2014 и Летних Олимпийских игр 2016, местный гостиничный рынок растет не столь активно. Так, по данным HRG, последний раз отель высшей категории известного бренда открылся в Сан-Паулу 10 лет назад, при этом уровень цен на проживание в этом крупнейшем городе Южного полушария, как и в Рио-де-Жанейро, вырос за прошлый год на 19%.

В целом, эксперты полагают, что бурное развитие авиационного и гостиничного бизнеса в странах с развивающейся экономикой продолжится, а объем спроса со стороны потребителей — корпоративных покупателей и деловых путешественников — будет увеличиваться.

Влада Стеканова, по материалам nytimes.com