Винфрид Баркцайтис: «Yearbook — это инструмент, который необходим каждому!»

Независимый консультант Российской Ассоциации Бизнес Туризма (АБТ), «ветеран» тревел-индустрии с почти 40-летним опытом работы в отрасли Винфрид Баркцайтис в 2013 году стал одним из авторов первого на рынке отчета о состоянии и тенденциях развития российской индустрии делового туризма, подготовленного специалистами АБТ, — The Yearbook.

О самых неожиданных открытиях, сделанных в процессе исследования, эксперт рассказал читателям Вестника АБТ.

Винфрид Баркцайтис

— На последнем московском форуме ACTE вы выступили с подробным докладом о состоянии и перспективах развития российской индустрии бизнес-тревел. Что легло в основу презентации?

— Это огромное исследование, подготовленное экспертами АБТ — Yearbook, первый отчет о российском рынке делового туризма. Мне тоже посчастливилось принимать участие в его подготовке: опыт подобной работы у меня уже был, поэтому я с радостью принял предложение АБТ. Насколько я могу судить, это единственное достоверное детальное исследование индустрии — аналогов на рынке просто нет. Мы начали работу в конце 2012-го и провели над отчетом весь прошлый год, ведь нужно было собрать и обработать такое количество информации! Главное, что Ежегодный отчет «проливает свет» на достаточно закрытую индустрию, нюансы и специфика которой подчас неизвестны даже профессиональным участникам, не говоря уже о широкой аудитории.

В планах АБТ сделать это исследование ежегодным, что позволит не только своевременно информировать участников отрасли о ситуации на рынке, но и постепенно создаст основу для сравнительного анализа. Мы наглядно, шаг за шагом увидим, как развивается деловой туризм в России.

Чтобы сравнительный анализ был объективным и достоверным, основные разделы ежегодного отчета станут постоянными, но при этом объемы информации будут увеличиваться, в том числе и по мере добавления новых рубрик.

Я абсолютно убежден, что АБТ создает инструмент, необходимый каждому, кто интересуется российским рынком делового туризма или смежными областями.

— Как вы собирали информацию? Особенно учитывая тот факт, что индустрия делового туризма действительно очень замкнута и практически не изучена.

— Мы использовали самые разнообразные источники данных, главный из которых — это опрос и серия индивидуальных закрытых интервью с корпоративными покупателями, членами АБТ. И именно это делает исследование эксклюзивным. В опросе приняли участие несколько сотен специалистов, по одному от компании, — пожалуй, больше никому на российском рынке не удавалось собрать такой массив информации непосредственно от тревел-менеджеров.

Мы не добились бы успеха без активной работы всей команды АБТ, а также поддержки компаний Amadeus и Travelport, которые выступили спонсорами исследования.

— Какие сегменты рынка были проанализированы?

— Я бы выделил общий анализ ситуации на рынке, основные тренды и перспективы его развития, количественные и качественные показатели всех основных отраслей: авиа- и гостиничной индустрии, железных дорог, инфраструктуры, тревел-технологий, каналов дистрибуции, платежных систем и многого другого. Впервые исследуются привычки российских деловых путешественников: основные направления командировок, способы бронирования поездки и оплаты услуг, предпочтительный уровень сервиса. Рассматриваются административные вопросы.

— Кому адресована эта информация?

— Ежегодный отчет АБТ будет интересен поставщикам туристических услуг, корпоративным покупателям, технологическим провайдерам, представителям прессы. Думаю, много полезной информации найдут для себя и компании, занимающиеся созданием инфраструктуры для аэропортов, дорог, железнодорожных систем, а также инвесторы.

Интересно, что еще до официального объявления о выходе ежегодного отчета в свет, мы уже начали получать запросы (причем со всего мира!) на получение экземпляра исследования. Это говорит о том, что инвесторы заинтересованы в российском рынке делового туризма.

— Как эксперты АБТ оценили объемы российского рынка делового туризма?

— По ситуации на 2012 год российский рынок бизнес-тревел оценивается в 440 млрд руб. и будет расти примерно на 7% ежегодно, уже в 2013 году составив порядка 470 млрд руб. Если сравнивать с другими странами, это средние показатели роста. Например, во Франции рынок делового туризма прибавляет около 1,1%, а в Индии — 21,5%. Средний показатель по миру составляет 8,1%.

— Были ли в ходе работы над Ежегодным отчетом сделаны неожиданные выводы, которые удивили даже вас, эксперта и знатока индустрии?

— Для меня самым большим сюрпризом стал размер российского рынка бизнес-тревел. Прежде чем мы экстраполировали цифры и пришли к итоговой сумме, было немало споров и дискуссий. Даже представители крупнейших авиакомпаний оценивали индустрию чуть ли не в половину от ее реальных объемов.

Думаю, главный источник такой «неопределенности» кроется в том, что туризм в России всегда рассматривался как единое образование, и никому даже в голову не приходило оценить возможности отдельно «бизнес-тревел» сегмента, который оказался поистине огромным! Нам удалось развеять миф о несостоятельности индустрии.

— Насколько выводы, содержащиеся в докладе, находятся «в русле» общемировых тенденций? Или у России как всегда свой уникальный путь развития?

— Отличия, безусловно, есть. И, главным образом, они связаны с огромным размером территории, которую занимает Россия. В мире нет других примеров, когда после 10 часов на борту самолета вы так и не пересечете границы одной страны! Поэтому на «внутренние» командировки приходится львиная доля тревел-бюджета большинства компаний. Пожалуй, похожую ситуацию можно наблюдать только в США, хотя там причиной будет не география, а особенности экономики.

Также нельзя не отметить явный недостаток отелей категории 3*, в которых преимущественно и останавливаются деловые путешественники по всему миру. В России из-за отсутствия качественных экономичных гостиниц бизнес-сегмент ориентирован, преимущественно, на отели 4*.

Еще одно важное отличие — платежные системы. На западе 99% оплат в сфере делового туризма производится с помощью корпоративных кредитных карт, но в России они пока практически не используются.

Ну и, конечно, общие проблемы инфраструктуры, которая серьезно страдает из-за недостатка инвестиций — это и автомобильные дороги, и железнодорожный транспорт.

— В Ежегодном отчете АБТ больше ста страниц — как правильно работать с таким массивом данных?

— Думаю, у каждого обладателя ежегодного отчета будут свои причины воспользоваться им. Вполне вероятно, что «от корки до корки» исследование прочтут только журналисты, которым информация пригодится для аналитических статей. Тревел-менеджеры, скорее всего, будут использовать выводы отчета при планировании бюджетов на следующий год: было бы интересно сравнить ситуацию в своей компании и общую по рынку. Тем более, другого такого источника консолидированной информации просто не найти: например, данные по авиакомпаниям детализированы вплоть до основных направлений полетов, тарифов и даже конфигурации воздушных судов. Можно сравнить даже расстояние между сиденьями, которое, замечу, сильно отличается у разных авиакомпаний.

Конгресс-менеджерам и MICE-специалистам будет полезно ознакомиться с разделом, посвященным конференц-возможностям основных отелей двадцадки крупнейших российских городов. Ведь если информацию по Москве и Санкт-Петербургу достаточно просто найти в открытых источниках, то сведения о регионах можно считать эксклюзивными.

Отчет АБТ будет прекрасным источником информации для инвесторов, которым интересен российский рынок. Вообще я призываю всех внимательно изучить содержание, найти «свой» информационный блок и только потом приступать к детальному чтению.

— Когда исследование выйдет в свет?

— Насколько мне известно, АБТ планирует пресс-конференцию, где будет представлена печатная версия Ежегодного отчета. О дате и месте проведения мы сообщим дополнительно.

Светлана Деникина (buyingbusinesstravel.com.ru)