В регионах пока слабо представляют, что такое профильное бизнес-тревел агентство

До конца 2012 года, согласно инвестиционной программе, в аэропорту Челябинска планируется построить новый пассажирский терминал с пропускной способностью 2 млн. пассажиров в год. На первый взгляд, это должно существенно повлиять на привлекательность города для бизнесменов. Однако хороший аэропорт - далеко не все, что требуется для развития делового туризма. О ситуации в регионе мы беседуем с председателем совета директоров компании «Сусанин» Анатолием Гуревичем.

- Анатолий, с какими сложностями сталкиваются местные компании, оказывающие корпоративные тревел услуги в регионе, где много крупного бизнеса?

- Несмотря на наличие крупных промышленных предприятий, далеко не все пользуются услугами челябинских провайдеров корпоративных услуг. Не всегда масштаб предприятия соответствует объему командировок и мероприятий. В одних случаях собственники находятся в Москве, где и определяется, собственно, политика в части поездок. В других – мероприятия организуются силами сотрудников, а у тревел-агентств заказывают только билеты. Есть еще большая группа предприятий оборонного комплекса, которые, учитывая специфику, вообще не афишируют свои поездки. Но, конечно, есть компании, особенно с иностранным капиталом, которые пользуются услугами агентств по деловому туризму, и число таких заказчиков постоянно растет.

- С оборонными предприятиями понятно, но почему другие не стремятся заказывать услуги в комплексе?

- В регионах пока слабо представляют, что такое профильное бизнес-тревел агентство, не могут оценить его возможности в части, например, управления тревел-бюджетом клиента. Планирование поездок, специальные условия от поставщиков – все это пока мало востребовано. Тем не менее, мы пытаемся доказать, что, только работая с профессиональным агентством, можно добиться реальной экономии бюджета. Клиент часто убежден в обратном. Ему не хватает элементарных сведений о тревел индустрии и преимуществах пользования ее услугами.

- Есть ли поддержка со стороны местных властей?

- К сожалению, очень незначительная. Пока превалирует позиция – «все сделаем сами!». Рынок делового туризма пока не велик, и его вклад в экономику региона незначителен. Специализированные компании, оказывающие услуги полного цикла, можно пересчитать по пальцам одной руки. При этом мы имеем в изобилии туристические агентства, занимающиеся, в том числе, и реализацией билетов. В этом сегменте наблюдается жесткая конкуренция и демпинг. Естественно, клиентов такая ситуация устраивает заказчиков.

- Какова ситуация на рынке наземного обслуживания? Как можете оценить гостиничную и конгрессно-выставочную инфраструктуру города и области?

- В городе есть неплохие гостиницы средней ценовой категории. Средняя загрузка, по моим оценкам, около 70-80%. В ближайшее время будут построены новые гостиницы международных цепочек Holiday Inn и Radisson. Хуже обстоят дела с конгресс-центрами: самая большая специализированная площадка, расположенная в центре города, способна вместить до 400 человек. При этом конференц-залы гостиниц невелики, самый большой рассчитан максимум на 200 человек. Можно проводить мероприятия в «непрофильных» помещениях, например, в театрах, но это, конечно, непрофессиональный уровень. Нет в городе и специальных выставочных центров. Для выставок, например, можно использовать легкоатлетический манеж или помещения дворцов спорта, но качество деловых мероприятий из-за этого очень страдает.

- Чего еще не хватает региону, чтобы стать более привлекательным для деловых путешественников?

- В плане деловых приездов важен экономический климат: если промышленность региона и страны в целом развивается, люди будут активно передвигаться. Крайне важен общий имидж региона - экономический, спортивный, культурный. Что касается международных визитов в Челябинск и область, то проблема заключается еще и в том, что регион фактически неизвестен на международном рынке. Город и область долгое время были закрыты для посещений, известны были только своими оборонными предприятиями. После открытия региона власти долгое время недостаточно занимались его продвижением внутри страны и за рубежом. Сейчас начались активные попытки изменить ситуацию и заманить инвесторов. Надеюсь, Челябинская область раскрутится, в том числе благодаря проведению в регионе крупных спортивных и культурных мероприятий. Напомню, что в ноябре в Челябинске пройдет этап Кубка мира по конькобежному спорту. В апреле 2012 года мы будем принимать Чемпионат Европы по дзюдо, численность членов только официальных делегаций превысит 700-800 человек.