Тони Тайлер: «Будущее рынка авиаперевозок небезоблачно»

В июле 2011 года Тони Тайлер занял должность генерального директора и президента IATA, Международной ассоциации воздушного транспорта (International Air Transport Association). Эта организация представляет интересы 240 авиакомпаний, совершающих около 84% рейсов по всему миру.

Г-н Тайлер проработал в отрасли свыше 30 лет и на своем нынешнем посту выступает за безопасное, эффективное, ответственное и устойчивое развитие индустрии. Он рассказывает о ключевых тенденциях рынка авиаперевозок и о новых способах распространения информации и продажи авиабилетов (New Distribution Capability, NDC).

Tony-Tyler.jpg

- Г-н Тайлер, последнее время IATA публикует довольно оптимистичные прогнозы, позволяющие говорить об успешной деятельности авиакомпаний на фоне глобальных экономических проблем. Каково, на ваш взгляд, реальное положение индустрия воздушных перевозок на сегодняшний день?

- Должен отметить, любые данные относительны. В прошлом году объем чистой прибыли авиакомпаний составил $6,7 млрд. Сейчас эта цифра может показаться внушительной, однако доход составил порядка $637 млрд., а это значит, что коэффициент рентабельности равен примерно 1%. Вряд ли можно считать такой показатель удовлетворительным. Однако, принимая во внимание негативные факторы - высокие цены на топливо, низкие темпы роста ВВП во всем мире, экономическую нестабильность и неопределенность, можно с уверенностью заявить, что любая прибыль в подобных условиях – это уже значительное достижение.

Что касается 2013 года, то, по данным самого последнего прогноза IATA, коэффициент рентабельности немного вырос - до уровня в 1,3%. При этом европейский рынок авиаперевозок будет оставаться в довольно подавленном состоянии, хотя другие регионы ожидает незначительное улучшение показателей. В целом же, вследствие неопределенности в экономике и высоких цен на нефть, окружающая авиакомпании бизнес-среда, по-прежнему, будет оставаться жесткой и агрессивной.

- Какой регион вы считаете наиболее перспективным с точки зрения будущего авиации? Будет ли доминировать в этой отрасли Ближний Восток или же максимальные темпы роста продемонстрирует Азия?

- Рынок Азии и в настоящее время бурно развивается. По нашим прогнозам, в следующие пять лет в небо поднимется 831 млн. новых пассажиров, из них свыше 380 млн. придется именно на Азиатско-Тихоокеанский регион. Азия продолжит укреплять свое лидирующее положение на глобальном рынке. Ближневосточный регион также демонстрирует активный рост последние несколько лет, хотя его рыночная доля все еще невысока, если сравнивать с Европой, Северной Америкой и опять же Азией.

Стремительно растет спрос на авиаперевозки в Латинской Америке: здесь появилось немало динамично развивающихся компаний. Демографические показатели свидетельствуют, что средний класс в странах этого региона увеличивается. Правительства задумываются над тем, как улучшить воздушно-транспортную инфраструктуру, чтобы в полной мере ответить на запросы этого сегмента рынка и получить все преимущества от авиаперевозок. Авиарынок Северной Америки можно назвать самым зрелым и развитым, мы с интересом наблюдаем за его консолидацией. Кроме того, с оптимизмом смотрим на конъюнктуру индустрии воздушных перевозок в странах Африки.

Вообще появляются новые бизнес-модели, укрепляется приверженность принципам безопасности, а интересы деловых кругов постоянно стимулируют увеличение объема авиаперевозок. Конечно, барьеры и проблемы тоже остаются, однако я уверенно смотрю в будущее авиации.

Одна из ключевых целей моей работы в IATA – помочь всем заинтересованным сторонам, особенно правительствам стран, осознать огромные экономические и социальные преимущества развития воздушных перевозок. Авиарынок дает работу 57 млн. человек, а его объем достигает $2,2 трлн. Именно этот сегмент можно считать главной движущей силой экономики во всех регионах мира. Чем больше это понимают на государственном уровне, тем больше будет приниматься беспроигрышных и обоюдовыгодных политических решений.

- Будет ли реализована концепция «Единое европейское небо» (Single European Sky, SES)? И как продвигается создание функциональных блоков воздушного пространства (Functional Airspace Blocks, FAB)?

- К несчастью для деловых и индивидуальных путешественников в Европе, «Единое европейское небо» пока остается на уровне идей, а не реальности. Программа не достигла объемов, необходимых для усиления роли авиации как фактора экономического роста на европейском континенте. По этой причине IATA совместно с Ассоциацией европейских авиакомпаний (Association of European Airlines) и Ассоциацией региональных европейских перевозчиков (European Regions Airline Association) подготовили и недавно опубликовали посвященный этой проблеме доклад «A Blueprint for the Single European Sky».

В документе изложен детальный план-программа по развитию проекта SES. В частности, речь идет о рационализации деятельности центров управления воздушным движением в Европе путем урезания их числа с 63 до 40, а также о сокращении численности персонала бэк-офиса до аналогичных показателей в США. Эти меры способствуют достижению одной из главных целей SES – снижению издержек производства услуг.

Такую же цель преследует и создание системы FAB. Кроме того, FAB должны будут повысить производительность и эффективность использования воздушного пространства Европы. Однако формирование этой системы тоже далеко от завершения. Поэтому мы считаем, что необходимо вновь уделить особое внимание общему плану SES, который поможет решить проблемы, связанные с издержками, безопасностью, пассажировместимостью и окружающей средой.

- Г-н Тайлер, а что вы можете сказать по поводу реализации проекта NDC?

- Прежде всего, хочу отметить некоторую путаницу и некорректную информацию о новых способах продажи авиабилетов. NDC – это инициатива IATA по созданию принципиально нового коммуникационного стандарта для обмена информацией между авиаперевозчиками и посредниками (ТМС и туристическими агентствами). IATA уже давно и успешно разрабатывает и внедряет стандарты для индустрии воздушных перевозок. Недавние примеры – международные принципы оформления электронных билетов (e-ticketing) и воздушных грузоперевозок (e-freight).

Развитие NDC принесет несомненную пользу туристическим агентствам и ТМС, на долю которых приходится 60% от всего объема продаж авиабилетов. Почему? Потому что этот стандарт нацелен на то, чтобы предоставить посредникам доступ к полному спектру услуг и предложений авиакомпаний, информация о которых размещается на корпоративных сайтах. 

Несмотря на то, что глобальные дистрибутивные системы (GDS) призваны обеспечить посредникам большую гибкость и свободу действий, их устаревшая модель создает только сложности. На сайтах самих авиакомпаний можно найти гораздо больше различных вариантов и опций перелета, а объем предложения агентств ограничен.

NDC сыграет на руку и путешественникам. Мы уверены, что внедрение этого стандарта значительно повысит уровень информированности потребителей, поскольку авиаперевозчики и посредники будут предоставлять больше сведений о продуктах и услугах, которые в настоящее время доступны через непрямые каналы продаж.

Кроме того, NDC поможет путешественникам проводить сравнительный анализ услуг и цен на них, а также получать целевые предложения независимо от канала продаж. При этом потребителю не придется предоставлять никакие персональные данные, чтобы получить информацию о тарифах и стоимости перевозки.

Сейчас идет второй год пятилетнего стратегического плана по разработке и внедрению NDC. IATA активно сотрудничает со всеми участниками рынка, которых это непосредственно касается, – авиакомпаниями, агентствами, ТМС, специализированными ассоциациями, GDS и поставщиками технологических решений. 

Влада Стеканова, по материалам breakingtravelnews.com