Сказать, что на рынке MICE наметилась тенденция оживления, пока нельзя

Весь прошлый год бизнес жил идеей экономии на издержках, в числе которых оказались командировки, поездки на выставки и конференции, а также корпоративные торжества. Естественно, такая стратегия не могла не сказаться на стабильности работы агентств делового туризма, которые констатировали 40-процентное падение спроса на свои услуги. О том, как изменились настроения клиентов, их приоритеты, мы беседуем с исполнительным директоров компании UniFest Travel Глебом Бароном.

- Глеб, что происходило с бюджетами поездок, они серьезно корректировались?

- Сокращение бюджетов на поездки коснулось как услуг по обслуживанию командировок, так и сектора MICE . Прежде всего, мы констатировали падение спроса на билеты бизнес-класса. Не помогли даже попытки ряда международных перевозчиков стимулировать спрос на эту услугу с помощью предложения экономичных инсентив-программ. Ненамного лучше обстоит дело в сегменте luxury отелей: дорогое размещение стали спрашивать значительно меньше. Кроме того, продолжительность командировок сократилась в среднем в полтора раза. Если раньше стандартный пакет бизнесмена среднего или высшего звена включал перелет бизнес-классом и 2-3 дня проживания в отеле не ниже 5 звезд, то теперь поездки часто не превышают один день. В случаях, когда позволяют транспортные возможности, клиенты предпочитают добираться до пункта назначения на поезде: утром туда - вечером обратно. В прошлом году мы реализовали железнодорожных билетов в два-три раза больше, чем в 2008-м.

- Каким образом клиенты экономят на MICE-услугах?

- Если говорить про зарубежные поездки, то спрос сместился в сторону более дешевых направлений - Турции, Египта, Испании. Но вообще клиенты стали больше заказывать Россию, причем и здесь не обошлось без снижения класса отелей и конгресс-центров для проведения мероприятий.

- Известно, что Россия всегда была страной заказов last minute. Сейчас ситуация с периодами бронирований поездок как-то изменилась?

- По-моему, теперь мы стали last second. Бронирования делаются буквально в последние мгновения, и это не столько вина клиентов, сколько следствие неопределенности на рынке. Если раньше можно было смело верстать бюджет, зная, что в начале года он будет одобрен, то теперь планирование стало дозированным: деньги выделяются под какую-то конкретную поездку. Предполагаю, что годовые бюджеты уже не утверждаются, а клиенты перешли на 2-3-месячные, полугодовые периоды бюджетирования. Конечно, совсем отменить командировки нельзя, но компании все еще затягивают пояса.

- Странное дело, ведь чем раньше начинаешь планировать поездку, заказывая билет, наземное обслуживание, тем ниже расходы. Но как можно сэкономить, бронируя в последние секунды?

- В этом и состоит парадокс нынешней ситуации. Казалось бы, желая минимизировать расходы, компании, особенно крупные, должны стремиться к ранним бронированиям. Но из-за того, что сейчас любая командировка подвергается более жесткой бюрократической процедуре одобрения, сроки ее финансового планирования здорово сократились. Естественно, уменьшение глубины бронирования услуги приводит к ее удорожанию. Однако число business travel заказов не снизилось, а, наоборот, выросло. При сокращении оборотов и прибыли число операций и, в частности, проданных билетов, увеличилось. Это говорит о том, что сами билеты стали дешевле и агентствам приходится работать с меньшей маржой. Кстати, у нашего бизнеса и без того низкая рентабельность, но некоторые игроки пытаются играть на понижение. По-моему, в среднесрочной перспективе демпинг не приведет ни к чему хорошему и уж точно – к потере качества.  Если так будет продолжиться, уже в ближайшие полгода рынка претерпит изменения.

- Что вы имеете в виду?

- Думаю, кто-то из игроков вскоре может покинуть рынок. Участие в тендерах наводит нас на мысль, что многие вынуждены делать клиентам предложения, заниженные по цене. Однако наша индустрия итак работает на 5-7% маржи, дальше опускаться некуда. Если сейчас дать втянуть себя в гонку по снижению тарифов и стоимости услуг, то в дальнейшем встанет вопрос о выживании.

- В сегменте MICE тоже тяжело добывать заказы?

- Мы опасались, что число заказов на услуги MICE сильно уменьшится, но, к счастью, ничего драматического не произошло. Как я уже говорил, стало больше внутрироссийских мероприятий, и вместо отелей класса luxury клиенты заказывают 4*. Поумерился аппетит корпоративных празднований: если раньше на вечеринках крупных компаний Бритни Спирс была очень востребована, то теперь ее практически не приглашают. Вообще число корпоративных мероприятий заметно сократилось, но участники рынка, и наша компания в их числе, выстояли на обслуживании конференций, семинаров, выставок.

- Сейчас много заказов на MICE-услуги?

- Достаточно, причем и на лето, и на более длинные сроки. Это естественно, ведь в MICE все заказывается заранее, особенно, это касается регулярных мероприятий, где клиентам нужно застолбить за собой место. Но сказать, что на рынке наметилась явно выраженная тенденция оживления, пока нельзя. Несмотря на благоприятные макроэкономические прогнозы, наш бизнес напрямую зависим от ситуации в других отраслях экономики. И если статистика показывает, что продажа автомобилей в январе 2010 года упала на 40% по сравнению с кризисным январем 2009 года, то ждать активизации среди автопроизводителей и автодилеров не приходится.

- Получается как-то пессимистично. Когда все-таки ждать улучшение?

- На самом деле, я оптимист, но как руководитель обязан рассматривать разные сценарии и принимать соответствующие решения. И в рамках этих решений мы продолжаем политику снижения затрат, хотя и развиваем новые проекты. Сложно сказать, в какой момент наступит улучшение: когда кризис начался, отрасль теряла объемы, но с весны прошлого года рынок постепенно стабилизировался. И это позитивно. Стало понятно, что на нынешнем уровне рентабельности жить можно. Другое дело, что реальный рост рынок пока не продемонстрировал. Меньше всего верится в то, что, затянув пояса и ничего не предпринимая, можно пересидеть кризис. Рецепт работы в сложной экономической ситуации один: повышение эффективности бизнес-процессов и компании в целом. Думаю, что именно этот путь является основополагающим и приведет к успеху.