Сейчас в Москве остались только статусные мероприятия, которые проходят при поддержке правительства и спонсоров, все другие уходят в регионы

В марте в Москве прошел ряд мероприятий, посвященных конгрессной и выставочной деятельности. Их участники были единодушны во мнении - столице и России в целом стоит серьезно задуматься, какие шаги нужно предпринять для более грамотного и успешного продвижения услуг MICE. По оценкам экспертов, в этом сегменте рынка обращается до 70% всех денег индустрии туризма. Об основных тенденциях и перспективах MICE в России мы беседуем с директором департамента профессионального конгресс-организатора «Агентство Максима» (входит в холдинг «Авиа Центр») Алексеем Рыбаловым.

- Алексей, как вы оцениваете сегодняшнее состояние рынка конгрессов, выставок, симпозиумов?

- Он чувствует себя неплохо - вопреки общему мнению, что именно MICE ощутил наибольший спад спроса и только теперь начал восстанавливаться. Конечно, кризис нас затронул, но его влияние носило отложенный характер: учреждения заключали договоры на проведение конгрессов и конференций еще в 2007 году, и когда рынки залихорадило, заказчикам волей-неволей пришлось исполнять свои обязательства. К примеру, для нашего агентства кризисный 2008 оказался очень насыщенным, как по количеству организованных мероприятий, так и по денежному обороту. Сегодня из-за снижения количества международных конгрессов и конференций мы испытываем определенные трудности, но с оптимизмом смотрим в будущее.

- Какие тенденции наметились в сегменте MICE?

- Прежде наша компания чаще организовывала международные конгрессы и конференции на территории России, но в последнее время акцент сместился на сугубо российские мероприятия. Наши заказчики, а это, в основном, научно-исследовательские институты системы РАН, а также коммерческие ассоциации, общества, фонды и гильдии, как и все остальные, вынуждены экономить. Нужно понимать, что научные организации очень зависимы от бюджетных средств и грантов (РФФИ, РГНФ и т.д.), а госфинансирование научных учреждений на этот год было сильно урезано.

Также в последнее время наметилась тенденция ухода средних и даже крупных мероприятий из Москвы в другие города. Сейчас в столице фактически остались только статусные мероприятия, которые проходят при поддержке правительства и спонсоров, все другие уходят в Санкт-Петербург, Самару, Новосибирск, Казань, Калужскую и Владимирскую области. Основные причины – дороговизна московских отелей и конференц-площадок. К примеру, делегат из Нью-Йорка, планирующий посетить какое-либо научное мероприятие в Москве, вынужден потратить на организационные сборы, перелет и наземное обслуживание минимум 2000 долларов. При желании сэкономить на проживании он столкнется с транспортными неудобствами - все более-менее подходящие трехзвездочные гостиницы находятся на окраинах города. В том же Петербурге стоимость размещения на 20% ниже, чем в столице. Впрочем, Питер уже давно завоевал статус крупного российского конгрессного центра. Не так давно в московском Центре международной торговли прошла первая конференции по конгрессной деятельности, а в Санкт-Петербурге такие конференции проходят уже давно. Еще один пример: ХХI съезд физиологов России, который из-за все той же высокой стоимости наземного обслуживания решили проводить в Калужской губернии. Наше агентство как официальный сервис-агент этого съезда уже приняло более 1700 заявок от участников. Чтобы их разместить, придется задействовать весь городской номерной фонд, а это не только гостиницы, но и пансионаты.

- Увеличение числа именно российских мероприятий является благоприятным фактором для участников рынка делового туризма?

- Как правило, зарубежные мероприятия более доходные, соотношение примерно 2 к 1. Но есть положительный момент и у российских мероприятий - скрытая реклама. Поскольку делегаты конгрессов, конференций, съездов - россияне, каждого из них можно считать нашим потенциальным заказчиком, ведь рано или поздно они могут захотеть сами организовать что-либо подобное. Чем больше будет проводиться внутренних мероприятий, тем лучше мы будет понимать проблемы и недостатки сектора MICE услуг.

- Чего сегодня не хватает для успешного продвижения внутренних MICE возможностей?

- В первую очередь, необходимо разработать нормативно-правовых основ отрасли. Сейчас законодательно конгрессная деятельность практически никак не регулируется.  Кроме того столице остро не хватает конгрессного бюро, роль которого заключается в координации и продвижении города как крупного делового центра для проведения различных мероприятий. В его же функции входит привлечение международных конгрессов, участие в тендерах и грамотная маркетинговая и рекламно-информационная поддержка. В Хельсинки, например, в год проходит столько мероприятий, сколько по всей России, и это во многом благодаря деятельности бюро. Естественно отрасли не обойтись без поддержки и развития выбранных сегментов мероприятий, таких, как наука, культура и искусство. Нужна государственная поддержка науки в целом, что непременно даст синергетический эффект в смысле уровня привлекательности Москвы как центра международных встреч.

- Как вы оцениваете уровень технологий, существующих в российских агентствах делового туризма?

- Сегодня это больной вопрос. По моему мнению, развитие отрасли во многом зависит от технологий и наличия квалифицированных кадров. Наша компания уже давно ушла от подготовки крупных мероприятий «на коленке». У нас есть собственные IT- разработки, которые позволяют организовывать конгрессы и симпозиумы на совершенно новом качественном европейском уровне. Это положительно влияет на статус как российских, так и международных мероприятий, которые мы проводим, и на реноме наших клиентов.