Рынок делового туризма продолжает жить в условиях демпинга

То, что MICE индустрия оправилась от кризиса, уже ни у кого не вызывает сомнений. Восстановление мировой экономики, увеличение прибылей корпораций и растущая уверенность в завтрашнем дне отдаленно начинают напоминать времена, когда клиенты агентств делового туризма закладывали солидные бюджеты на корпоративные торжества, инсентивы и мероприятия для своих партнеров. Чаще затраты оправдывали себя. Однако кризис научил клиентов считать каждый рубль, а участников рынка – бороться всеми возможными способами за заказ, и как долго это будет продолжиться, никто не знает. О ситуации на рынке MICE мы беседуем с руководителем отдела групп и конференций компании HRG Russia Ариной Негиной.

- Арина, что вы можете сказать о тенденциях на рынке MICE-услуг?

- Существенные изменения в отрасль привнес кризис: изменилась структура MICE-продукта, сократились бюджеты, которые клиенты выделяют на проведение мероприятий. Заметно уменьшилось и само количество мероприятий. Снизился уровень размещения – если раньше более востребованы были отели 5*, то теперь клиенты чаще запрашивают 3-4*. Сами мероприятия стали чаще заказывать в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных российских городах. До кризиса излюбленными направлениями для проведения конгрессов, конференций, семинаров были популярные европейские города, а инсентив-программы организовывали практически по всему миру.

- А как же оживление, о котором начали говорить еще в конце прошлого года?

- Не спорю, рынок оживился. Другое дело, что под этим понимать. У агентств действительно прибавилось работы: они участвуют в многочисленных тендерах и тратят на это время своих сотрудников. Получив заказ, компании организуют достаточное количество мероприятий. Но если говорить о размерах прибыли или оборотах, здесь мало что улучшилось по сравнению с прошлым годом.

- Что же мешает агентствам зарабатывать?

- Ни для кого не секрет, что рынок делового туризма продолжает жить в условиях демпинга. Ужесточив контроль за денежными потоками, клиенты пересмотрели условия и требования для участия в тендерах. Помимо качества во главе угла оказалась экономия – чем дешевле стоит услуга, тем лучше. Если речь идет о крупных мероприятиях, к участию в тендере, как правило, приглашается большое количество агентств. Чтобы победить, ряд участников соглашается работать за 2-3% агентского вознаграждения против 7-10% в среднем, принятых на российском MICE рынке до кризиса. В этой ситуации большинство игроков вынуждены урезать размер своего вознаграждения. Таким образом, в некоторых случаях агентствам приходится работать в ноль, а иногда и в минус. Здесь нужно учитывать, что серьезное мероприятие требует и больше времени на подготовку, и привлечения большего числа сотрудников. Не нужно забывать и о постоянных расходах, таких как аренда офиса, оплата труда персонала, административные расходы, налоги и пр..

- Cнижение комиссии не единственный способ для агентств получить заказ?

- Есть и другие. Приведу один прием, который используют некоторые «профессиональные» агентства, участвующие в тендерах. Получив услугу у поставщика условно за 100 рублей, агентство предлагает ее клиенту за 95 рублей. Учитывая, что, как правило, цены у авиакомпаний, отелей, конгресс-центров для всех участников тендера одинаковые, у заказчика может сложиться ложное впечатление о неких эксклюзивных отношениях такого «профессионального» агентства с поставщиком. Агентство получает заказ - и просит поставщика услуг снизить цену. Иногда договориться удается. В противном случае доплачивать приходится клиенту или самому агентству. Так или иначе, на мой взгляд, это нечестная игра.

- Что касается поставщиков, они всегда играют по правилам?

- В целом, да. В ценах, которые поставщики дают агентствам, либо уже заложена комиссия, либо они на 10% ниже цены, которую получит клиент при прямом обращении. В последнее время участились случаи, когда отели предоставляют клиентам те же цены, что и агентствам. Это стимулирует заказчиков к прямым обращениям. Отрадно, что, в основном, отельеры не идут на уступки, а иногда информируют нас о таких клиентских запросах.

- Какие еще позитивные тенденции можете отметить?

- Гостиницы, расположенные в крупных российских городах, стали придерживаться более гибкой ценовой политики. Это не может не радовать! За более чем 10 лет бурного роста индустрии отели не испытывали дефицита спроса: независимо от сезона, загрузка высококлассных отелей приближалась к 100%. В условиях низкой конкуренции цены на размещение продолжали расти, хотя, в большинстве случаев, они не соответствовали уровню качества. Так, стоимость одноместного номера столичного отеля 4* доходила до $700-800 в сутки. Из-за кризиса число мероприятий и их масштабы серьезно уменьшились. Закрылись такие крупные гостиницы, как «Россия», «Интурист», «Москва» перестали существовать. Стоимость одноместного номера в отеле 4* составляет уже $150-200. Кроме того, за последние полгода открылись новые гостиницы и конгресс-центры, которые также составляют конкуренцию уже существующим.

- То есть у клиентов появилась хорошая возможность недорого получить качественные услуги?

- Совершенно верно. В бюджет, который раньше закладывался на проведение мероприятия в гостинице 4* со скромной программой, теперь можно «уложить» достойное мероприятие в отеле 5*. По-моему, клиентам не нужно пытаться экономить за счет снижения цены конечного поставщика или маржи агента. Если средства уже выделены, их нужно использовать по-максимуму. Более высокое качество за меньшие деньги! Наилучшим образом с этим может справиться только профессиональное агентство.

- Сегодня еще появляются новые направления, которые могут составить конкуренцию популярным в последние годы Турции и Египту?

- Если рассматривать страны в пределах трехчасового перелета, особое внимание хотелось бы уделить Черногории. До недавнего времени из-за отсутствия инфраструктуры страна не представляла интереса для корпоративных групп, особенно больших. Здесь не было ни достойных конгресс-отелей, ни вместительных ресторанов, ни площадок для проведения гала-ужинов. Местные компании, в основном, работали на прием туристов. Однако с 2006 года, когда Черногория получили независимость, все изменилось. Два года назад было создано Montenegro Convention Bureau, появились отели 4-5*, в которых можно организоваться мероприятия для больших групп. Черногорцы находят возможность предлагать для проведения инсентив-программ даже исторические музеи и средневековые крепости. К этому можно добавить удивительной красоты природу, самобытную, но близкую нам по духу, культуру, множество сохранившихся памятников архитектуры. Серьезное преимущество этого направления и в том, что для въезда в страну виза для россиян не требуется.

- Каковы ваши прогнозы на дальнейшее развитие рынка MICE-услуг?

- Прогнозы давать очень сложно: рынок еще лихорадит. Есть мнения, что до конца года у агентств будет много мелкой работы, не приносящей большой прибыли. Но со временем спрос, конечно, вернется, и клиенты вновь будут закладывать серьезные бюджеты на проведение мероприятий.

- HRG имеет офисы во многих странах. Опыт зарубежных коллег добавляет оптимизма в работе?

- Не так давно, в разговоре с норвежскими коллегами я посетовала, что российский MICE рынок переживает далеко не самые лучшие времена. Норвегия, чей рынок делового туризма гораздо старше, неоднократно переживала взлеты и падения. К нынешнему спаду мои коллеги относятся сдержано и с уверенностью говорят, что восстановление не за горами. Участники российского рынка должны быть готовы к моменту, когда отрасль вновь начнет расти.