Руководство региональных бизнес-агентств всегда должно знать, в какие отрасли направляются крупные инвестиции

В России достаточно регионов, которые обладают высоким потенциалом для развития делового туризма. Его реализация сдерживается рядом проблем, присущих практически каждому субъекту РФ - это туристическая, транспортная и конгрессно-выставочная инфраструктура, кадры, маркетинг, преподавательская среда, отсутствие должной законодательной базы. Об особенностях работы бизнес-агентств в регионах мы говорим с директором IBC Corporate Travel Анатолием Курюмовым.

- Анатолий, насколько эффективность работы провайдера corporate travel услуг зависит от имиджа и известности региона?

- Естественно, зависит. У нас есть Москва - финансовая столица, центр моды и всего нового, но есть и культурная столица – Санкт-Петербург. Сочи и Казань, благодаря будущей зимней Олимпиаде и Универсиаде, становятся спортивными центрами федерального масштаба. Конечно, такой имидж притягивает определенный бизнес.

Есть и другие факторы, которые необходимо учитывать. Политическая ситуация в регионе, решения правительства страны, культурно-исторический контекст, инвестиционная привлекательность региона. Например, если правительство говорит о развитии газовой отрасли в долгосрочной перспективе, нужно понимать, что речь идет, в том числе, о Восточной Сибири и Дальнем Востоке. Соответственно кто-то должен заниматься транспортным и наземным обслуживанием деловых путешественников и организацией мероприятий для них.

- То есть бизнес-агентства, работающие в регионах, должны четко ориентироваться, в какую отрасль направляются инвестиции?

- Совершенно верно. Руководство компаний должно внимательно следить за всеми внутренними и внешними событиями. Например, еще в 2007 году стало известно, что во Владивостоке пройдет саммит АТЭС 2012, на который соберутся делегации из более 20 государств. Это означало, что средства будут вкладываться в туристско-транспортную инфраструктуру. Другой пример - Ханты-Мансийск, где в еще 90-х был построен Центр лыжного спорта. В последние годы здесь регулярно проходят финальные этапы кубков мира по биатлону. Екатеринбург, точнее, местный аэропорт «Кольцово», который был реконструирован за счет средств федерального бюджета. Дело в том, что город готовился принять сразу три крупных события - саммиты БРИК и ШОС, а также Российский экономический форум. Сегодня «Кольцово» - не только международный аэропорт, но и транспортный хаб, используемый для пересадочных рейсов во Франкфурт, Дубай, Тель-Авив.

- Что касается политики и решений правительства, это понятно, но какое значение имеет историко-культурный аспект?

- Регионы состоят из множества территорий, каждая из которых имеет свои национальные особенности или, если хотите, менталитет. Многие ли знают, что такое Сагаалган? А в дни этого праздника, Нового года по монгольскому календарю, сегодня официально закрепленному как выходной день в отдельных регионах, приобрести билет или забронировать гостиницу будет проблематично. В Приморье, живущем в условиях сурового климата, часто страдающем от отключений света и тепла, доверие тех же хотельеров нужно заслужить. В Хабаровском крае можно вести самые жесткие переговоры, но одной из отличительных черт местного населения является радушие и гостеприимство. В целом культура и обычаи сильно сказываются на темпе и работоспособности как поставщиков услуг, так и самих клиентов.

Продолжая тему Дальнего Востока, замечу, что здесь еще с царских времен проживало много иностранцев. Создавая совместные предприятия, предприниматели из Европы и США участвовали в эксплуатации месторождений и разработке недр края, богатого полезными ископаемыми. С тех пор многое изменилось, но и сейчас иностранцы управляют в регионе крупным бизнесом. Причем, это высокорентабельные предприятия, которые выгодно обслуживать. Все эти нюансы необходимо знать и учитывать при работе в регионах.

- Как власти на местах воспринимают деловой туризм и как складываются отношения с провайдерами corporate travel услуг?

- По-моему, понимание, что такое деловой туризм, начинает появляться. Серьезной проблемой остается низкий приоритет отрасли в части проведения различных мероприятий на региональном уровне. Чиновники охотно готовы поддерживать туристические выставки, но формат воркшопов или конференций по делового туризму им мало понятен.

У нашей компании сложились хорошие отношения с администрациями регионов, в которых мы присутствуем. Успехи такого сотрудничества не раз были отмечены региональными наградами. Представители компании состоят в советах при администрациях, мы даем свои рекомендации, экспертные оценки. Однако если речь заходит о проведении совместных мероприятий, эта задача остается трудновыполнимой.

- Присутствие в субъектах России позволяет вам позиционировать компанию как федерального игрока. Каковы были критерии выбора регионов, в которых открывали офисы?

- Мы начали с Екатеринбурга, поскольку Урал – это опорный край державы. Здесь активно развивается военная, тяжелая и металлургическая промышленность, много крупных предприятий. Дальше компания пошла в Сибирь, открыв офис в Новосибирске. Такое движение не было случайным: мы последовали успешному опыту S7 Airlines и DHL. Приход во Владивосток был для нас важной вехой: понимание того, что представляет собой Дальний Восток и бизнес в регионе, дает нам основание полагать, что мы выстраиваем правильную стратегию в масштабах страны. И верность наших шагов была оценена: с 2009 года компания стала уполномоченным партнером крупнейшей мультинациональной компании Hogg Robinson Group на территории России. В 2009 году мы открыли офис в Москве.

- Приход в Москву продиктован желанием лучше обслуживать существующих заказчиков или хотите побороться за клиентов со столичными игроками?

- Для прихода в столицу было несколько мотивов, но ключевым оказался человеческий фактор: не имея офиса в Москве, компания даже с серьезными объемами воспринимается исключительно как региональная. Впрочем, наш офис в столице выполняет скорее репрезентативные функции. Мы не претендуем на завоевание рынка, но хотим заявить о себе как достойном консолидаторе и сильном игроке с большими оборотами. Готовы продолжать сотрудничество с московскими компаниями, поскольку они еще не обладают достаточно сильной экспертизой по регионам. Особенно это касается Урала, Сибири и Дальнего Востока.

- Как в регионах сегодня обстоит дело с кадрами для работы в бизнес-агентствах?

- Проблема очень острая, как в масштабах отдельных регионов, так и всей страны. В крупных городах появляются дополнительные курсы, иногда организованные при университетах, однако рассказывают там не то, не так и мало. Идеальным, на мой взгляд, является способ взять человека с «нуля» и всему обучить в собственной компании. Однако это не всегда и у всех получается, поскольку бизнес должен расти, а в нашем случае еще и диверсифицируется, и на обучение молодого специалиста на рабочем месте часто не хватает времени.

- Как этот вопрос решается в вашей компании?

- Дело в том, что кадровая политика строится в другой компании нашего холдинга - IBC Human Resources. Агентство работает на рынке кадровых услуг с 1995 года и на сегодня имеет офисы в Москве, Екатеринбурге, Перми и Новосибирске. Благодаря агентству, а также обучающему центру, мы получаем хорошо подготовленные кадры, которые могут работать автономно. Именно так действует наш офис во Владивостоке.

IBC Corporate Travel входит в Группу компаний International Buisness Center (IBC), основанную в 1995 году в рамках проекта Министерства Торговли США «Американский Бизнес-Центр». Целью проекта было оказание всесторонней поддержки американским компаниям, заинтересованным в выходе на российский рынок. В состав группы входит три компании, каждая из которых оказывает полный спектр услуг в рамках одного из направлений: деловые поездки и конференции (IBC Corporate Travel), подбор персонала (IBC Human Resources), обучение (IBC Business Education).