Российские отельеры продолжают жить в собственной скорлупе

Гостиничный рынок России продолжает восстанавливаться хорошими темпами. Особенно это касается отелей с удачным расположением и международным брендом. Так считают эксперты компании Jones Lang LaSalle Hotels. По их прогнозам, инвестиционная активность усилится во втором квартале текущего года с ростом объемов сделок на рынках Москвы и Санкт-Петербурга, как и в крупных региональных городах, до конца 2011 года. О ситуации в сегменте отелей, бронируемых преимущественно для деловых поездок, мы беседуем с главой представительства крупнейшего в Европе гостиничного портала HRS.com в России и странах СНГ Ланой Клюевой.

- Лана, каково состояние спроса на размещение?

- На внутреннем рынке спрос продолжает расти. Особенно показательна Москва, где загрузка гостиниц за апрель выросла на 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Положительную динамику мы видим и в Санкт-Петербурге, где, несмотря на растущее предложение, загрузка увеличилась на 4,5%. Если говорить о российском рынке в целом, то здесь схожая картина наблюдалась и в качественных показателях: средняя продолжительность пребывания за первое полугодие увеличилась с 3,3 ночи до 3,82 по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а средняя стоимость номера выросла на €3.

- В каких городах бронируют гостиницы наиболее часто?

- Поскольку мы ориентированы, в основном, на делового туриста, то приоритеты здесь мало менялись. Клиенты едут в Москву и Санкт-Петербург, также исторически востребованы Екатеринбург, Казань, Самара, Сочи, Краснодар.

- Что сейчас происходит с ценами на размещение?

- Как это часто бывает - рынок лихорадит. Посткризисная эйфория мешает адекватно оценивать ситуацию. Цены на сочинские отели растут гораздо быстрее спроса. В целом такая ситуация характерна для российского рынка: в начале сезона стоимость на размещения резко возрастает, но по мере того, как номера не заполняются, цены стремительно падают. Прогнозировать такие ценовые колебания очень сложно.

- То есть отельеры не придерживаются четкой ценовой политики?

- В ряде случаев ценовые изменения не поддаются рыночным законам. Если рынки Москвы и Санкт-Петербурга уже сформированы и легко прогнозируемы, то в регионах ценовые движения происходят довольно хаотично.

- Уровень российских гостиниц соответствует требованиям деловых путешественников?

- Пока соответствие очень условное: многие гостиницы, расположенные в регионах, не реставрировались со времен Советского Союза. Но даже реновированные гостиницы нередко работают по-старинке. Все эти факторы сказываются на безопасности объектов размещения, а это одно из главных требований корпоративных заказчиков. Деловым посетителям не нужны сюрпризы или региональный колорит – им необходимо спокойствие, устойчивый прием мобильной связи, наличие Wi-Fi. Оптимизм внушает то, что на рынки регионов активно приходят международные игроки, устанавливающие высокие стандарты качества. Это стимулирует и местных участников бизнеса, которые стараются подтягивать свой уровень. Впрочем, есть и российские операторы, такие как «Азимут», Amaks Hotels & Resorts, которые стараются работать по международный стандартам, постоянно развиваются – это как раз то, что нужно деловому путешественнику.

- Какое число гостиниц сегодня в системе бронирования?

- Всего в системе HRS.com представлено 250 тыс. отелей по всему миру. Из них 1300 – в России и странах СНГ, причем большая часть - в России и Украине. Фактически за год число местных гостиниц в системе выросло в три раза.

- Сколько уже существует филиал HRS на территории России?

- Компания HRS.com пришла на российский рынок в начале 2009 года. В то время здесь работал один человек, который и вел переговоры с гостиницами. Спустя год мы решили открыть полноценное представительство. Сейчас начинаем тесно сотрудничать с корпоративными клиентами и аффилированными партнерами: авиаперевозчиками и транспортными компаниями, интернет-порталами и туристическими он-лайн ресурсами. Более полугода работы здесь показали, что местный рынок имеет грандиозный потенциал, который не может предложить ни одни европейский рынок. Особенно это касается мобильных продаж.

- Гостиницы какой категории входят в HRS.com?

- В систему входят гостиницы всех категорий, которые могут быть пригодны для проживания деловых путешественников. Одним из основных условий является наличие санузла в номере.

- Какие категории гостиниц наиболее востребованы?

- Наиболее востребовано как раз то, чего практически нет – недорогие, но комфортабельные гостиницы. Ситуацию спасает то, что международные гостиничные бренды заявили достаточно амбициозные планы регионального развития в России, в первую очередь, за счет гостиниц 3*, 3+ и 4*. Это Park Inn, Holiday Inn, Hilton Garden Inn – отель этой цепочки недавно открылся в Перми. Также серьезные планы региональной экспансии у сети Ассоr, которая рассчитывает открывать гостиницы брендов Mercure и Novotel. Кроме того, еще в 2009 году еще один бренд Ассоr – Ibis – заявил об открытии 15 отелей в Нижнем Новгороде, Самаре, Челябинске, Ярославле. Появление таких структурированных игроков должно придать рынку новый позитивный импульс.

- Какие советы вы могли бы дать отельерам и управляющим?

- Хотелось бы пожелать им жить в рынке, в не своем домике. Нередко даже крупные игроки с трудом понимают ситуацию на своем рынке, плохо знают ближайших конкурентов и слабо представляют направление деловых потоков. Часто управление гостиницами происходит старыми методами. Отельерам могла бы посоветовать больше инвестировать в собственное образование, развитее и изучение рынка, конкурентной среды, потребностей клиентов и основных рыночных тенденций.