Роман Морнев, BizKomm: «Наша миссия – поднять на новый уровень культуру общения российского бизнеса»

В январе 2012 года состоялось знаковое для российского бизнеса событие – в Москве открылась первая публичная комната виртуального телеприсутствия, входящая в глобальную сеть Public Telepresence. Отныне решение деловых задач не зависит от границ, расстояний или тарифов на авиаперелеты: система позволяет в любой момент времени оказаться в Лондоне, Нью-Йорке или Сингапуре и пообщаться с коллегами и партнерами с полным ощущением личного присутствия за одним круглым столом. Корреспондент Ассоциации бизнес туризма побеседовал об этом сервисе с техническим директором компании BizKomm Романом Морневым. Встреча состоялась в московском бизнес-центре «Монарх», в комнате Public Telepresence.   

- BizKomm стала первой компанией, представившей на российском рынке услугу аренды комнаты Public Telepresence. Расскажите немного об этой коммуникационной технологии. В чем ее новаторство и преимущества по сравнению со стандартной видеоконференц-связью? 

- Мы не просто первые, мы пока единственные в России предоставляем сервис Public Telepresence. Однако неверно называть это просто технологией. Все, что вы видите в этой комнате: оборудование, светильники, цвет стен, форма и размер стола и кресел, экраны, – все это абсолютно законченное, продуманное решение для бизнеса. Каждый элемент здесь рассчитан на то, чтобы люди пришли и свободно общались с теми, кто находится по другую сторону экрана так, как будто они действительно находятся в одной комнате. Речь идет о виртуальном присутствии, ведь по-русски Telepresence – это и есть «телеприсутствие». Вы сидите за столом и смотрите в экран, с обратной стороны которого – абсолютно идентично подготовленная комната с таким же освещением, оборудованием и звуком. По нашему опыту, хватает 10-15 минут общения, чтобы участники встречи действительно погрузились в эту атмосферу и реально ощутили, что сидят за одним столом со своими собеседниками, находятся ли они в Лондоне, Сингапуре или где-то еще. Это и есть основная идея решения  – создание виртуального круглого стола.

Многие спрашивают нас, почему для решения бизнес-задач недостаточно Skype или стандартной системы видеоконференц-связи. Мы предвидели этот вопрос, открывая комнату в Санкт-Петербурге. Собрали большую пресс-конференцию, к которой присоединились журналисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Киева и других городов, и предложили им начать общение по Skype. Момент неестественности возник сразу, и минут через 10 беседу с «говорящими головами» мы единодушно решили завершить. Используя Telepresence, вы полностью отвлекаетесь от технологии. Эффект присутствия настолько велик, что на первой встрече большинство участников пытаются протянуть руку своему виртуальному собеседнику по ту сторону экрана!

Естественно, все решения имеют право на жизнь и хороши для своего круга задач. Оставим Skype для бытовых целей – общения с мамой, друзьями. А вот для совета директоров, презентации нового продукта, глобального финансового отчета нужно решение иного уровня. Тут не обойтись без личного общения «глаза в глаза», поэтому руководитель принимает решение – отправляться в поездку или, не теряя время и деньги, провести встречу виртуально, воспользовавшись нашим сервисом.

- Решения Telepresence представлены на международном рынке достаточно давно. Как вы считаете, почему в Россию они пришли только сейчас?

- Тут несколько составляющих. Сам продукт появился в ноябре 2006 года, когда я поехал в Америку обучаться этим решениям и технологиям, после чего сделал один из первых европейских проектов Telepresence – для компании Media-Saturn. Реализовать эту идею в России мешало отсутствие инфраструктуры: у нас, в отличие от Запада, с этим тогда было очень плохо. Telepresence предъявляет высочайшие требования к каналам связи: необходимо идеальное качество картинки, не допустимы даже малейшие задержки изображения. В 2006-2009 годах построить такой канал было проблематично даже в Москве и Санкт-Петербурге – у нас либо физически не было такой возможности, либо это было очень затратно. Для Сургута, Нефтеюганска, где расположены офисы наших крупнейших нефтедобывающих компаний, заинтересованных в решении Telepresence, объявлялась  просто «космическая» цена. Соответственно, в сознании людей постепенно начал складываться стереотип: Telepresence – это очень дорого.

Со временем каналы связи стали более доступны, а психологический барьер к восприятию продукта так и остался – за счет этого мы и начали очень сильно отставать от Запада. Сейчас ситуация в принципе выправляется. Не скажу, что многие, но часть корпоративных клиентов уже поставили системы Telepresence себе в офис. Однако не для всех это целесообразно. Многие предпочитают оставаться на связи с партнерами и коллегами благодаря аренде публичной комнаты.

- Когда стартовал проект BizKomm?

- В апреле 2011 года, когда мы с моим партнером Русланом Шаиповым приняли принципиальное решение о реализации идеи Telepresence на российском рынке. Полный цикл работ – все расчеты и договоренности – заняли девять месяцев, 20 января 2012 года мы стартовали, а через три дня у нас уже был первый клиент. Кстати, хочу отметить, что открытие комнаты в Санкт-Петербурге заняло всего 3 месяца.

- Получается, что первая публичная комната Telepresence открылась в Москве примерно год назад. Наблюдается ли какая-то динамика спроса на эту услугу? Проявляют ли российские компании интерес к ней?

- Позитивная динамика наблюдается однозначно – иначе мы не открывали бы вторую комнату, в Санкт-Петербурге, которая работает уже с сентября 2012 года. Но, к сожалению, интерес к решению Telepresence проявляют преимущественно представительства западных компаний – для них и процедура бронирования комнаты, и сам процесс виртуальных переговоров абсолютно понятны и прозрачны. Они не задают никаких вопросов: просто приходят, общаются, решают свои задачи и уходят, довольные результатом. Нашим же компаниям надо неоднократно рассказать об услуге, продемонстрировать ее в действии, а потом… сказывается пресловутая российская ментальность. Даже если клиент всем доволен, срабатывает стереотип, и принимается решение о поездке – особенно, если речь идет о зарубежных командировках, которые пока не потеряли для нас ценности и по-прежнему воспринимаются сотрудниками компаний как некие бонусы. Иностранцы же относятся к этому достаточно спокойно. Для них первостепенным остается решение бизнес-задачи, и если сервис Telepresence позволяет сделать это быстрее, эффективнее и дешевле – они выбирают его. Поэтому наша глобальная задача – привнести на российский рынок новую культуру общения.

- Кому, в первую очередь, адресована услуга Public Telepresence? Почему она может быть интересна корпоративным участникам рынка делового туризма?

- Сегмент потребителей нашей услуги достаточно широк. Среди клиентов BizKomm представлены алкогольные компании, банковские структуры, консалтинговые компании, медицинские холдинги, – то есть любые крупные корпорации, имеющие более одного офиса и испытывающие потребность в регулярных коммуникациях между своими подразделениями. Если говорить о применении сервиса Telepresence, то это и советы директоров, и маркетинговые мероприятия, и бюджетирование, и финансовые отчетности. Неожиданным для нас стало использование этого решения для проведения собеседований: зарубежные компании активно подбирают себе сотрудников из России, садясь с ними за виртуальный круглый стол. Что касается рынка делового туризма, то на него, в первую очередь, и ориентировано решение Telepresence. Мы ни в коем случае не утверждаем, что теперь вообще не надо куда-либо ездить – естественно, в ряде случаев не обойтись без личной встречи. Однако часть поездок можно заменить виртуальным общением: собственно, это мы и рекомендуем корпоративным клиентам АБТ в целях экономии бюджета и времени – а последнее, как показывает практика, и есть главная ценность. Мы призываем всех переходить на новый уровень общения!

- Что вы порекомендуете потенциальным клиентам – аренду комнаты Public Telepresence или покупку собственного оборудования?

- Покупка оборудования выгоднее в том случае, если система будет использоваться компанией не менее 4-5 часов в день (и мы готовы сделать нашим клиентам проект их корпоративной комнаты «под ключ»). В противном случае покупка нерациональна, поскольку она требует серьезных вложений. Не стоит забывать и о серьезных технических требованиях к каналу связи: сегодня он стоит разумных денег, но все же это приличная сумма, причем ежемесячная. Также потребуется специалист, который будет поддерживать и обслуживать эту систему. Поэтому, если большую часть времени оборудование будет простаивать, его покупка просто бессмысленна. Выгоднее оплатить несколько часов в комнате Public Telepresence, а сэкономленные средства направить на профильные цели.

- Где можно воспользоваться услугой? Каков охват сети Telepresence в России и мире?

- В России у нас сейчас две комнаты: в Москве, в БЦ «Монарх», а также в Санкт-Петербурге, в БЦ «Бенуа». Я очень надеюсь, что уже в первом квартале 2013 года откроется первая комната в Сибири – пока не могу точно назвать город. Что касается мира, то в настоящее время публичные комнаты Telepresence расположены во всех ключевых финансовых центрах: это Лондон, Нью-Йорк, Париж, Сингапур, Франкфурт, Сидней, Йоханнесбург и другие города. Всего на данный момент насчитывается 45 комнат. Самые большие представительства – в США и Индии. Только за 2012 год открылось пять новых комнат по всему миру – это достаточно хороший рост.

- Для бизнеса самое главное – цифры. Можете ли вы предложить своим потенциальным клиентам просчитанные бизнес-кейсы, демонстрирующие конкретные выгоды от использования сервиса Public Telepresence?

- Все расчеты можно посмотреть на сайте компании – это конкретные цифры наших клиентов, которыми они поделились с нами, а мы просто просчитали полученную выгоду. Также на сайте есть калькулятор, в который можно «забивать» все параметры предполагаемой поездки: стоимость билетов, трансфера, гостиницы и даже косвенные потери, связанные, например, со свободным временем сотрудника. Мы абсолютно открыты и готовы просчитать индивидуальный бизнес-кейс для каждого клиента – достаточно предоставить нам данные, а мы их обработаем.

- Сколько человек могут одновременно участвовать в видеоконференции? Какова стоимость международных звонков и звонков по России?

- Штатно система рассчитана на 6 человек, которые сидят за одним столом. На них направлены три видеокамеры. Но у нас были случаи, когда приходилось ставить второй ряд кресел, что позволяло комфортно общаться даже группам из 10-12 человек. Что касается тарифов, то для международных звонков из комнат Москвы и Санкт-Петербурга они четко фиксированы – аренда комнаты составляет $500 в час. По России базовый тариф – $300, однако он может быть скорректирован в зависимости от потребностей клиента, интенсивности использования сервиса.

- Что вы могли бы предложить компаниям, которые заинтересовались услугой Public Telepresence, но до конца не уверены в преимуществах этой технологии для своего бизнеса?

- Мы с удовольствием приглашаем их в гости! Компания BizKomm готова провести для них встречу в одном из удобных форматов: это может быть либо реальная встреча наших потенциальных клиентов с их представительствами или партнерами в местах локации комнат Telepresence, либо демо-встреча с любыми городами, которые интересны им в силу каких-либо обстоятельств. Мы все расскажем, покажем, ответим на интересующие вопросы. Естественно, первая презентация в любом из форматов будет бесплатной.

- Поделитесь своими планами на будущее?

- Это достаточно амбициозные проекты: в России мы хотим охватить и Сибирь, и Дальний Восток. Однако повторюсь, свою главную миссию мы видим в продвижении новой культуры общения на российском рынке. Именно это кажется нам правильным, полезным и нужным.