«Мы не сможем решать проблемы отрасли, пока не будем представлять собой консолидированную силу»

Прошедший год выдался непростым для агентств делового туризма. Индустрия встреч (MICE), один из активно растущих сегментов рынка, оказался наиболее пострадавшим в результате общего снижения деловой активности: по разным данным, падение спроса составило 40-75%. Однако уже в конце прошлого года все заговорили о возрождении интереса к услугам business travel, наметился и рост объемов по обслуживанию командировок. Об итогах года, его уроках и последних тенденциях мы беседуем с председателем Ассоциации агентств делового туризма Вадимом Зеленским.

- Как вы оцениваете итоги прошлого года? Результат оказался лучше или хуже прогнозов?

- Итоги примерно совпали с прогнозами. Падение спроса на MICE-услуги достигло в среднем 50%. Но в зависимости от сегмента обвал был неравномерным. Встречи и конференции, без которых невозможен процесс обучения, обмена опытом и просто ежедневная работа любой крупной компании, оставались востребованы. А вот премиальная часть расходов - на корпоративные торжества и инсентив, заложенная, как правило, в маркетинговых бюджетах, сильно сократилась. В условиях падения прибыли корпоративные клиенты вынуждены сильно экономить на поощрениях партнеров, дилеров и своих сотрудников. Объем рынка обслуживания командировок сократился, как и прогнозировалось, на 10-15%. Причем снизилось не столько общее число командировок, сколько затраты на них. Клиенты стали более внимательны к расходам на билеты и наземное обслуживание, да и сами авиатарифы, цены на размещение и другие услуги, связанные с командировками, в связи с кризисом значительно снизились. Впрочем, конец года, по оценкам большинства компаний-участников BTAA, показал, что «размораживание» отрасли все-таки началось.

- Вернется ли отрасль по объемам продаж на докризисный уровень и когда это может произойти?

- Что касается рынка business travel, то, по моим ощущениям, конец 2009 года по объему продаж уже более-менее совпал с концом 2007 года. И это очень позитивный результат. Если такая тенденция сохранится в течение последующих месяцев, можно будет говорить о возобновлении роста. В секторе MICE дело обстоит несколько хуже, хотя в последнем квартале мы видели частичное возвращение спроса. Полное его восстановление будет зависеть от многих обстоятельств, в том числе цен на нефть, ситуации с возвратом потребительских кредитов и готовности монетарных властей к очередным вливаниям. Думаю, по итогам весеннего сезона можно будет судить о направлении тренда. При благоприятном развитии событий, возвращение на докризисный уровень произойдет не раньше конца 2010 - начала 2011 года. Правда, сама отрасль в России к этому времени претерпит существенные изменения.

- Что вы имеете в виду? Прошедший год уже внес коррективы в методы и технологии работы участников рынка?

- Год преподал урок, который запомнится надолго. Агентства делового туризма последние несколько лет сильно увлекались кредитованием клиентов. Фактически они брали на себя роль банков, оплачивая командировки с отсрочкой клиентского платежа на один-два месяца. Эта «игра» едва не привела к трагическим последствиям в ситуации, когда банки, под давлением кризиса, стали отказывать тревел-агентствам в предоставлении краткосрочных кредитов и овердрафтов. С учетом масштабов кредитования рынком клиентов все могло закончиться гораздо печальнее. Естественно, из боязни потерять корпоративных клиентов агентства не смогут полностью отказаться от их кредитования. Однако контроль за денежными потоками уже сегодня пришлось ужесточать. Среди других позитивных моментов отмечу серьезные кадровые изменения в наших компаниях. Кризис помог «расчистить» штат, избавиться от неэффективных сотрудников. Большинство игроков провели 10-15-процентные сокращения, а потом набрали более квалифицированных сотрудников.

- Какие еще тенденции наметились в 2009 году?

- Мы заметили, что наши агентства и их клиенты стали уделять более пристальное внимание интернет-технологиям. По крайней мере, онлайн бронирование командировок уже не выглядит фантастикой, как еще несколько лет назад. Конечно, в большинстве своем, российский рынок делового туризма пока остается «оффлайновым», но технологии, ставшие возможными с приходом электронных билетов, постепенно находят свое место в традиционных бизнес-процессах наших компаний. В прошедшем году Ассоциация агентств делового туризма начала активную работу по популяризации делового туризма. Несмотря на то, что эта отрасль в России существует более 15 лет, сам факт ее существования, а также то, зачем и почему нужны бизнесу компании делового туризма, пока мало освещались. Для развития необходимо, чтобы business travel распознавали как отдельный, самостоятельный вид бизнеса внутри общего туризма, чтобы к мнению игроков этого рынка прислушивалась власть и ключевые общественные организации.

- Какие задачи в связи с этим ставит перед собой Ассоциация?

- Пока главное – заявить о себе как о самостоятельной отрасли. Нужно, чтобы нас воспринимали как фигуранта рыночных отношений. Если это удастся, мы более успешно сможем решать свои специфические задачи. Например, вопрос выделения НДС в первичных документах при продаже услуг авиаперевозки по СНГ. Уверен, мы не сможем заставить перевозчиков внести столь необходимые нам изменения в их давно сложившийся документооборот до тех пор, пока не будем представлять собой консолидированную силу. Еще одна задача, которую ставит перед собой Ассоциация, - образование. В прошлом году ВТАА совместно с Институтом туризма и развития рынка Государственного университета управления запустила образовательную программу «Специалист в области делового туризма». Этот многообещающий проект должен обеспечить отрасль новыми молодыми кадрами. До сих пор ни одно высшее учебное заведение таких специалистов не готовило. И Ассоциация, которая сегодня объединяет крупнейших на рынке игроков, сделает все от нее зависящее, чтобы выполнить эту задачу. (Игорь Орлов, RATA-news Business Travel)