«Многие гостиницы повернулись лицом к бизнес-трэвел агентствам как к консолидаторам объемов»

Сегодня компании все чаще задумываются над различными вариантами сокращения расходов, один из которых - экономия на командировках и корпоративных мероприятиях. Среди наиболее пострадавших оказались не только авиабилеты бизнес-класса, но и первоклассные отели. Снижение загрузки в первой половине 2009 года вынудило отельеров снижать цены, но последние 3-4 месяца показали, что спрос начал возвращаться. О ситуации в сегменте делового туризма и взаимоотношениях между игроками мы беседуем с директором департамента по работе с поставщиками «Городского центра бронирования и туризма» Ольгой Николаевой.

- Ольга, расскажите, как менялась ситуация в гостиничном секторе за последние полтора года, в частности, в сегменте гостиниц бизнес-класса?

- Падение загрузки коснулась не только бизнес-класса. Из-за недоразвитости российской инфраструктуры гостиницы такого уровня, в основном, сосредоточены в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и Казани. Впрочем, обострение кризиса в октябре 2008 года и последующий спад деловой активности отразились на всем рынке. Некоторая стабилизация наступила только в марте-апреле прошлого года. Это был период стагнации: ничего не происходило, но, по крайней мере, участники рынка смогли корректировать планы в соответствии с глубиной падения. Возобновление спроса мы увидели только осенью 2009: в октябре даже была неделя, когда наиболее популярные столичные отели эконом-класса были заполнены на 80%. Ситуация повторилась и в феврале, что было позитивно воспринято всеми участниками. Но, к сожалению, этот прорыв не пошел дальше столицы, а значит говорить об общем улучшении еще рано. Фактически сейчас 50-процентная загрузка отеля считается очень хорошей. Думаю, показательными должны стать март и апрель, по крайней мере, будет понятно, куда развернется тренд.

Все будет зависеть от общего положения дел в стране. В 2009 году отельеры снижали тарифы и в этом году пока не повыошали. Исключением стали гостиницы в некоторых регионах, где значительно выросла стоимость коммунальных услуг. Командировки необходимы для развития бизнеса, но пока, как мы знаем, бизнес чувствует себя еще не вполне хорошо. Соответственно гостиницы, как и игроки рынка, бессильны повлиять на спрос.

- С иностранными отелями дела обстоят хуже или лучше?

- У иностранных отельеров положение схожее: они также снижали цены на размещение и пока не повышали. Кроме того business travel у них упал гораздо сильнее. Например, в Великобритании, по оценкам аналитиков, объемы за прошлый год сократились на 60%. В тоже время, иностранные клиенты легче адаптировались к изменившейся ситуации: они на полную мощь используют технические возможности, включая Skype и видеоконференции.

- Известно, что отельеры, помимо снижения тарифов, предпринимали и другие маркетинговые ходы, чтобы заинтересовать заказчика и клиентов. Что в итоге оказалось наиболее эффективными?

- Маркетинговые планы спасения гостиниц в России и за рубежом примерно одинаковые - более низкие цены плюс дополнительные услуги. Сейчас заказчики, в основном, обращают внимание на соотношение цена/качество, все дополнительные опции не в счет. Что касается скидок, то они всегда предоставлялись клиенту в зависимости от объемов или его потенциала. Однако и в этом гостиницы сегодня стараются быть осмотрительными. Если, давая скидку, мотивировать этот шаг ухудшением экономической ситуации, то обратный довод в пользу повышения цены может не сработать.

Специальные программы лояльности для агентов по бронированию, по-моему, тоже не были актуальны в последние год-полтора. Если корпоративный клиент решил сократить тревел-бюджет на треть, то никакие программы лояльности агентов не повлияют на рост загрузки отелей.

- Но ведь иностранные отели сохранили программы лояльности?

- Иностранные отели продолжают предлагать программы лояльности, которые включают специальную цену для клиента, бонусы для агентов и операторов. Но надо разобраться, насколько они себя оправдывают, ведь для гостиниц это дополнительное бремя.

- Кризисная ситуация как-то повлияла на взаимоотношения гостиниц и агентств?

- Отношения значительно улучшились: многие гостиницы повернулись лицом к бизнес-тревел агентствам как к консолидаторам объемов. В первой четверти 2008 года наблюдалась обратная тенденция – при 100-процентной загрузке гостиницам были интересны наши корпоративные клиенты. Сейчас отельерам стало ясно, что рассчитывать на прямых клиентов неразумно, поскольку только консолидаторы объемов могут обеспечить хотя бы небольшую загрузку. И если раньше некоторые гостиницы относились к нам потребительски, то сейчас больше воспринимают как партнеров. Впрочем, до сих пор далеко не все российские отели понимают, чем бизнес-тревел агентства отличаются от туристических агентств. У нас нет цепочек групп, мы не возим туристов автобусами, зато есть командированные, которые ездят регулярно. И мы тоже рассчитываем на разумные цены со стороны гостиниц. Если надо, мы готовы разъяснять, кто мы и чем занимаемся, и считаем положительным начало конструктивного диалога.