Консульства почти не делают различий между деловыми заявителями и туристами

Туроператоры, отправляющие за рубеж сотни и тысячи туристов, как правило, не имеют проблем с получением аккредитации в консульствах иностранных государств. Другое дело - бизнес-агентства, организующие для своих клиентов командировки, поездки на международные выставки, конгрессы, тимбилдинг. Их финансовые обороты могут быть ничуть не меньше, чем у ведущих туроператоров, но по количеству сдаваемых паспортов эти компании сильно отстают от коллег, предлагающих просто отдых. Отсюда и проблемы с аккредитацией. Мы беседуем с директором департамента корпоративных мероприятий «СТБ Турс» Татьяной Демидович.

- Татьяна, в чем сегодня заключается основная сложность в получении виз для бизнес-путешественников?

- Из-за того, что бизнес-агентства в силу своей специфики зачастую не могут гарантировать регулярные объемы выезжающих, у них возникают сложности с аккредитацией при консульствах. Без нее процесс получения визы усложняется.

- О каких цифрах идет речь?

- У каждого консульства свои требования. Например, для получения аккредитации в посольстве Испании, необходимо подавать на визу минимум 40 паспортов в месяц. Для нашей компании Испания – это, прежде всего, MICE направление. У нас регулярно на различные выставки в Барселону или в другие города ездят группы, но не более 30 человек в месяц.

- Известно, что в деловых поездках туристы оставляют в среднем в 5-6 раз больше денег, чем на отдыхе. Неужели в консульствах, зная цели поездки, не делают различия между отдыхающими и деловыми путешественниками?

- Очень редко. Едет клиент с деловым визитом или отдохнуть – он все равно воспринимается как турист. Например, консульство Италии ставит туристическую визу независимо от целей поездки. Отчасти мы и сами виноваты в таком отношении. Достаточно вспомнить докризисные годы, когда участие в мероприятии нередко совмещалось с отдыхом. В целом поток деловых туристов из России еще очень невелик по сравнению с европейскими странами. Возможно, это одна из причин, почему между бизнес-туристами и просто туристами консульства не видят различия. Впрочем, некоторые, например, французы, выделяют деловых путешественников. Однако, по моей информации, там аккредитованы только три бизнес-агентства, тогда как на российском рынке их около ста.

- Помимо количественных ограничений консульства предъявляют еще какие-то трудновыполнимые требования?

- В некоторых консульских отделах для получения визы необходима личная явка. Учитывая, что клиенты бизнес-агентств, как правило, люди чрезвычайно занятые, необходимость приходить в консульство доставляет неудобства. Например, визит в консульство нужен для получения визы в Германию. Однако в ряде случаев консульство делает отступления. При наличии группы деловых туристов от 15 человек весь пакет документов может подать 1 участник. Если группа меньше 15 человек, мы сможем подать документы без присутствия по доверенности только на тех участников, которые имеют в паспорте не менее 2 шенгенских виз за последние 2 года.

- Возникают дополнительные сложности, если участники группы из разных городов?

- Да, и это еще одно серьезное препятствие в работе бизнес-агентств. Мы не можем подавать документы на всю группу в Москве, если в ее составе есть жители регионов, где открыты визовые центры. Въездные документы обязательно нужно получать по месту прописки. Этому правилу жестко следуют консульства Германии, Финляндии и Южной Кореи. Во всех городах, где открыты визовые центры этих государств, нам необходимы надежные партнеры, которые подавали бы документы на визы для наших клиентов.

- Как сейчас бизнес-агентства решают визовые проблемы?

- Не так давно мы организовывали поездку во Францию для большой группы. Совершенно неожиданно компанию, через которую мы заносили документы на бизнес-визы, лишили аккредитации. Пришлось срочно искать альтернативного поставщика. Зачастую сами консульства просто вынуждают искать обходные пути, поскольку расценивают нас больше как туристические компании, а не трэвел-агентства по обслуживанию корпоративных клиентов. Как я уже говорила, не имея аккредитации, бизнес-агентства обращаются за помощью к туроператорам. Иногда даже при наличии бизнес-приглашения на посещение какого-либо делового мероприятия документы клиентов приходится заносить, как на обычных туристов. Я слышала, что некоторым бизнес-агентствам удается договариваться с консульствами, но такие случаи носят единичный характер.

- Как, по-вашему, отмена визового режима со странами Евросоюза могла бы решить проблему?

- Я думаю, что отмена визового режима нереальна в краткосрочной перспективе. Если это все-таки произойдет, основное увеличение потока произойдет за счет обычных туристов. Ярким примером служит Израиль, который перед самым кризисом отменил визовый режим для россиян. В результате поток вырос в десятки раз. В сегменте деловых поездок также мы могли бы увидеть рост, но в пределах 20-30%.

- Как вы считаете, что можно сделать, чтобы помочь отрасли делового туризма?

- Необходимо признать деловой туризм на законодательном уровне. Только тогда консульства иностранных государств перестанут воспринимать бизнес-агентства как туристические компании. Понятно, что это вопрос непростой. Но уже сейчас переговорные процессы с консульствами должны начинать не отдельные агентства, а отраслевые ассоциации. Считаю, что наши интересы эффективно сможет отстаивать только авторитетное объединение участников рынка делового туризма. Ассоциация могла бы предоставить в консульства рекомендательные письма, списки компаний, организовать встречи с консулами, чтобы оказать своим участникам содействие в получении бизнес - аккредитации или выработке компромиссных решений.