Конкуренция в сфере электронной коммерции пока разворачивается внутри самих компаний

Сегодня многие компании делового туризма уже имеют розничное интернет-агентство или планируют его организовать. В одних случаях ритейловый сервис создается под новым брендом, в других - забронировать билеты или номер в отеле пользователи могут непосредственно на сайте бизнес-агентства. Для участников рынка это не только диверсификация бизнеса, но и желание предложить клиентам дополнительные услуги. Но это еще и серьезные расходы. Мы беседуем с заместителем генерального директора ЗАО «Агентство “ДАВС”» Александром Жигальцовым.

- Александр, можно ли сегодня констатировать, что большинство компаний по обслуживанию корпоративных поездок стремятся иметь розничные интернет-проекты?

- Думаю, да. Несмотря на существующие пока препятствия, электронная коммерция развивается ускоренными темпами. На российском рынке уже есть успешные проекты, которые вдохновляют остальных участников. Сегодня это только вопрос дополнительных финансовых вложений. Еще 4-5 лет назад мы долго могли раздумывать, будут ли клиенты покупать туруслуги в режиме реального времени. В нашем распоряжении был только опыт европейских и американских провайдеров, который, однако, подсказывал, что нужно без промедления выходить на рынок on-line бронирования. В то же время, те, кто это сделал тогда, понимал, да и сейчас понимает, что такой проект ориентирован, в основном, на индивидуального потребителя.

- Тем не менее, бизнес-агентства рисковали. С какого рода расходами приходится сталкиваться?

- Кроме финансовых вливаний, без которых разработка любого проекта в принципе невозможна, необходимы опытные квалифицированные сотрудники. Их стоимость на рынке труда довольно высокая. Причем такие специалисты нужны как в момент создания, так и в дальнейшем - для сопровождения и обслуживания. Кроме того, на этапе внедрения компании, как правило, закладывают серьезные траты на грамотный маркетинг и продвижение в интернете. Если этого не сделать, судьба проекта мало предсказуема. Следует учитывать и фактор времени, затраченного на всех этапах. Главное же – это воля и желание компании, ее руководства и людей, которые будут создавать проект.

- Какие структурные изменения необходимы для запуска розничного интернет-сервиса?

- В свое время нам пришлось вносить изменения в стратегию компании сначала на пять лет, а теперь и на следующую пятилетку. Суть коррекции заключалась в выделении on-line технологий в отдельное направление. Для этого был создан единый центр бронирования и поддержки клиентов.

- Насколько легко совмещать корпоративный и розничных бизнес внутри одной структуры?

- Бизнес по обслуживанию корпоративных поездок многоплановый, вопрос совмещения не представляет трудностей. Дело в том, что разнообразие услуг, предоставляемых бизнес-агентствами, подразумевает гибкость и четкую организацию всей работы. В случае с розничной электронной коммерцией это может быть отдельное подразделение.

- Высока ли сейчас конкуренция на рынке электронной коммерции?

- Пока мы находимся на полпути к ситуации интернет-бума, которая наблюдается в этом сегменте на западе. Объясняется это тем, что пока сами on-line решения несовершенны по многим причинам, и для решения этой задачи все заинтересованные стороны ведут ежедневную кропотливую работу. В то же время, основная часть населения пока не готова переходить на самостоятельное бронирование. Что касается конкуренции, то она разворачивается не между игроками. По-моему, главная борьба происходит внутри компаний. Следовательно, победит тот, кто сможет преодолеть соблазн остановиться на достигнутом и доведет начатые on-line проекты до их логического современного решения.

- Какие же преимущества предоставляют интернет-сервисы?

- Прежде всего, это экономия времени, как клиентов, так и сотрудников самих компании. Это в значительной степени экономия ресурсов - финансовых и трудовых. Хотя для обработки электронных заявок требуется некоторое количество сотрудников, выгода бронирований в on-line очевидна, исходя даже из количества заявок, создаваемых посетителями интернет-сайтов самостоятельно.