Если со временем мы придем к более четкому построению выставок, польза будет и для посетителей, и для экспонентов

Не секрет, что в нынешний посткризисный период компании стараются сэкономить практически на всем, включая услуги, предоставляемые агентствами делового туризма. Но, в отличие от поощрительных поездок, выставочные мероприятия пострадали не так значительно и сейчас одними из первых ощутили восстановление спроса. О ценности выставок с точки зрения роста и развития бизнеса мы беседуем с генеральным директором туристической компании «Демлинк Трэвел» Олегом Шабуцким.

- Олег, в чем польза от выставок для бизнеса ваших клиентов?

- На мой взгляд, важность российских и международных выставок трудно переоценить. Для посетителей это, в первую очередь, возможность обучения, изучения новых направлений и непосредственный контакт с будущими или существующими партнерами. Кстати, информация, полученная на выставках, выгодно отличается от размещенной в интернете, поскольку она, во-первых, свежая, а во-вторых, специалисты на семинарах часто делают акцент на малоизвестных, но важных деталях. Формат презентаций предусматривает и обсуждение конкретных вариантов для проведения инсентив-мероприятий и конференций. Так или иначе, любая встреча на выставке – это не просто обмен визитками, а обязательно диалог, обмен новостями.

- В чем ценность этих мероприятий для самих участников?

- Для экспонентов важно, что в достаточно короткие сроки они имеют возможность привлечь новых клиентов, ведь вне выставки на заключение контракта уходит гораздо больше времени. Не стоит забывать, что участие в выставках – это и имиджевый шаг, и работа на узнаваемость бренда, ведь такие мероприятия никак не назовешь бюджетными. К тому же, к ним необходимо серьезно готовится, поскольку посетители, как, впрочем, и сами участники, настроены на поиски надежных партнеров. Именно поэтому немалый интерес всегда вызывает информация о том, как долго компания существует на рынке.

- С точки зрения места проведения, какие выставки наиболее востребованы у клиентов?

- На сегодняшний день, по-моему, международные выставки, которые, в основном, проходят за рубежом, выстроены более органично, имеют более длительную историю существования. Они лучше оснащены с точки зрения компьютерных технологий, что значительно оптимизирует время, отпущенное на мероприятие.

- Отечественные выставки, естественно, значительно моложе. Чего им сегодня не хватает, чтобы дотянуться до зарубежных?

- Российским выставкам свойственно хаотичное перемещение посетителей и участников в поисках возможного партнера. Из-за подобной неорганизованности отдача от мероприятий сильно снижается. Один из выходов –самостоятельно заранее запланировать встречи. Однако такой способ может оказаться затруднительным для зарубежных гостей или участников мероприятий, более привыкших во всем полагаться на организаторов. Если со временем мы придем к более четкому построению выставок, польза будет и для посетителей, и для экспонентов.

- С какими трудностями сегмент выставок столкнулся в прошлом году?

- Кризис затронул этот сегмент, но, возможно, не так глубоко, как прогнозировалось. Отмен выставок не было, но сами мероприятия  стали мельче, как по количеству экспонентов, так и по посещаемости. Изменились и критерии поездок: клиенты выезжали только на дни проведения выставок и выбирали пониженную категорию отелей. На первое место выдвинулась максимальная эффективность от затраты времени, проведенного на выставке. Еще одной тенденцией прошлого года стал рост числа воркшопов. Фактически, это те же выставки, но они охватывают только определенный сегмент какой либо отрасли.

- Подобная экономия отразилась на всех выставочных мероприятиях?

- В целом, да. Например, как официальный тревел-партнер Messe Frankfurt наша компания явно почувствовала снижение интереса к выставкам. Даже франкфуртские мероприятия,  которые всегда хорошо посещались, ощутили спад, который охватил много отраслей - от текстильных технологий до бытовой техники. Впрочем, были и исключения. Например, международные выставки в сфере делового туризма практически не пострадали, а некоторые, наоборот, констатировали рост. EIBTM в Барселоне и IMEX во Франкфурте-на-Майне в прошлом году собрали рекордное число экспонентов и посетителей. Обе отличались насыщенностью, идейной наполненностью, и разнообразием участников из разных стран.

- Какова сегодня ситуация в сегменте выставок?

- Позитивные изменения, начавшиеся еще в конце ноября 2009 года, не могут не радовать: участники рынка и их клиенты стараются наверстывать упущенное. Мы отмечаем появление интереса к мероприятиям и со стороны компаний, только недавно вышедших на рынки. Под давлением кризиса некоторым игрокам пришлось сворачивать бизнес, но  для новых компаний выставки открывают интересные возможности. О росте интереса к выставкам говорят и изменения в периодах бронирования: сейчас мы отмечаем рост заказов на полгода вперед, например, по франкфуртским выставкам. По моей оценке, сейчас спрос на выставки вдвое выше, чем в начале 2009 года.

- Ваша компания тоже активно участвует в выставках. Чем вы можете объяснить такой интерес?

- Мы участием, в основном, в зарубежных выставках по деловому туризму. Дело в том, что у нас большой отдел по приему туристов, и значительный процент наших клиентов – это представители зарубежных компаний, которые находятся в России. Кроме того, мы заинтересованы в увеличении объемов поощрительных программ за счет как российских, так и зарубежных клиентов, а этому во многом способствует участие в таких мероприятиях. В отношении российских выставок мы ограничиваемся пока присутствием в качестве спикеров на конференциях и семинарах. Специалисты компании готовы делиться опытом, знаниями, аналитическими исследованиями. Однако мы не участвуем в выставках как экспоненты, поскольку, как я раньше говорил, пока организация по привлечению на них посетителей находится еще на довольно низком уровне.

- Какая форма  участия в выставках является более эффективной – индивидуальная или коллективная, например, в составе Ассоциации агентств делового туризма, в которую входит ваша компания?

- До сих пор мы выставлялись на общих стендах только как один из игроков московского рынка делового туризма – других вариантов консолидированного представления нашей отрасли за рубежом сейчас просто нет. Поэтому участие на коллективном стенде Ассоциации было бы, несомненно, эффективнее. С одной стороны, мы  конкуренты, но с другой - коллеги по бизнесу и стараемся уважать интересы каждого из участников и учиться друг у друга. К тому же у любого коллективного стенда есть ряд преимуществ, среди которых возможность влиять на ценовую политику организаторов и проводить  совместные презентации. На международных выставках можно было бы продвигать Россию как направление для инсетив-поездок. Сейчас MICE-возможности нашей страны пока очень слабо представлены на международных выставочных площадках.

- Какой в таком случае может быть вклад каждого из участников Ассоциации, чтобы коллективный стенд появился?

- Во-первых, должно быть понимание необходимости участия в том или ином мероприятии общим стендом. Во-вторых, нужна определенная поддержка государства, которая, впрочем, сегодня становится все более заметной. Яркий тому пример - прошедшая на днях первая московская конференция, посвященная конгрессной деятельности и организованная Московской торгово-промышленной палатой при поддержке правительств России и Москвы. Надеюсь, за этим шагом последуют и другие, которые помогут более полно представить уникальный потенциал страны.