Азат Мулгимов, Air Charter Service: «Рынок бизнес авиации претерпевает изменения. Бизнес-чартеры перестанут быть роскошью»

О том, почему чартеры важны в бизнес-туризме, а также о текущей ситуации на рынке чартерных перевозок специально для АБТ-ACTE Russia рассказывает генеральный директор ООО «Авиационный Чартерный Сервис» (Air Charter Service, LLC) Азат Мулгимов.

– Азат Фаридович, расскажите, пожалуйста, какова функция авиаброкера? Не проще ли бизнес-путешественнику иметь дело напрямую с авиакомпанией?

– В те моменты, когда путешественник понимает, что регулярный рейс для него не вариант, и решает забронировать чартер, он может обратиться как к авиаброкеру, так и к авиакомпании, здесь нет никаких ограничений. Но у большинства авиакомпаний нет менеджеров по работе с конечными клиентами, им просто невыгодно содержать еще один департамент. У них есть операционный отдел, который отвечает за организацию того или иного рейса, но все это происходит, так сказать, на техническом уровне. Большинству клиентов просто будет не понятен язык их профессиональных терминов и те технические подробности, которые интересуют менеджеров авиакомпании. Клиенту важно, чтобы с ним говорили на его языке и о том, что волнует его, клиента. Функция брокера как раз состоит в том, чтобы грамотно построить коммуникацию с обеими сторонами: обеспечить комфорт клиенту на всех этапах подготовки и выполнения рейса и предоставить авиакомпании грамотно оформленный заказ. Можно ли сказать, что брокер в своем роде выполняет функции аутсорсинга отдела по работе с клиентами для оператора? В общем, да. Но и для клиента брокер находит наиболее оптимальный вариант, избавляя его от необходимости звонить в десяток различных авиакомпаний и делать непростой выбор.

– Существуют ли на рынке электронные приложения, предназначенные специально для организации или покупки билетов на чартерные рейсы?

– Сегодня электронные приложения существуют буквально для всего. Если у вас есть смартфон, вы можете заказать себе что угодно, находясь в любой точке мира. Любая уважающая себя компания позаботится о том, чтобы предоставить своим клиентам мобильный сервис. У компании «Авиационный Чартерный Сервис» тоже есть такое приложение, и оно, кстати, довольно популярно. Но даже когда вы пользуетесь приложением, с вами все равно свяжется наш менеджер, чтобы уточнить все детали и дать альтернативное предложение. Дело в том, что рынок бизнес авиации учитывает миллион различных нюансов, которые к тому же меняются буквально каждый час. Например, доступность самолета в аэропорту вылета: час назад он стоял «на приколе», а сейчас он уже везет какого-нибудь счастливого пассажира на Лазурный берег. Или индивидуальные требования пассажиров по бортовому питанию. На сегодняшний день нет приложений, которые настолько динамично могут подстраиваться под ситуацию, поэтому, как правило, они показывают клиенту усредненную цену по усредненным параметрам. Периодически совершаются попытки создать более-менее вменяемый агрегатор для частной авиации по примеру Anywayanyday.com или Onetwotrip.com. Мы периодически видим сообщения в авиационных и околоавиационных медиа о том, что появился новый сервис, который вскоре позволит клиентам забыть о брокерах. «Зачем платить комиссию? Век брокеров уходит в прошлое». Но как показал наш опыт, за этими онлайн-сервисами стоят те же самые брокеры с теми же самыми комиссиями, и по факту для клиента ничего не меняется. Это маркетинговый ход, который даже нельзя назвать удачным, судя по объему роста наших продаж.

– Что делать деловому путешественнику в случае отмены чартера? Есть ли универсальный алгоритм поведения или каждая ситуация индивидуальна?

– Когда речь идет о чартерах, то вообще все индивидуально. Чартер может быть отменен только самим клиентом, если он вдруг передумал лететь. В этом случае существует стандартная система пеней. Но, как правило, если отмена произошла заблаговременно, то клиент финансово не пострадает. Если же случился форс-мажор, связанный с техническим состоянием воздушного судна, то клиенту оперативно предоставляется аналогичный самолет или другой классом не ниже аналогичного. Все эти моменты фиксируются договором.

– Каковы перспективы развития чартерных рейсов в России? Как изменился спрос на такую услугу за последние годы в нашей стране? Идут ли эти изменения в русле общемировых тенденций?

– В России рынок чартерных перевозок, хоть и велик, но не так структурирован, как на Западе. Это касается как индивидуальных перелетов, так и групповых чартеров. Разница лишь в том, что на Западе чартеры считаются дорогой, но оправданной услугой там, где она необходима, а в России они все еще находятся в разряде недоступной роскоши для немногих избранных. Причем, разницы в цене нет, разница только в восприятии. Но восприятие людей можно менять, в том числе с помощью усилий которые прилагает АБТ к формированию цивилизованного рынка бизнес-туризма.

– Оказала ли влияние на чартерные перевозки политическая ситуация, сложившаяся за последнее время на Украине?

– Безусловно. Многие авиакомпании отказываются летать в этот регион из соображений безопасности и ограничений по страховому покрытию. В данной ситуации брокеры выступают не только в роли агента по поиску тех немногих доступных вариантов, которые готовы выполнить рейс, но и своего рода гарантом перед клиентом.

– Хотелось бы подробнее остановиться на чартерах для деловых путешественников. Какие бывают типы таких чартеров?

– Это очень обширная тема, боюсь, ее невозможно уместить в рамки одного интервью. Подробная информация по всем существующим типам чартеров и возможностям, которыми могут воспользоваться деловые путешественники, предоставлена на нашем сайте www.aircharter.ru.

– Какова ситуация с бизнес-чартерами в России и какие тут есть перспективы?

– Как я уже упоминал, рынок бизнес-авиации в России большой, но неструктурированный, сырой. Существуют как крупные игроки, достойные уважения, так и компании меньшего размера и, прямо скажем, совсем крошечные компании «одного человека». Поскольку клиент не знает разницы, им приходится конкурировать по цене. Но такое положение дел губительно для любой отрасли, и рано или поздно рынок либо сам себя вылечит, либо зайдет в тупик. До тех пор, пока существуют люди и организации, которым есть дело до того, чтобы рынок работал правильно, и приносил пользу всем взаимодействующим сторонам, тупика не будет. Я думаю, что в ближайшие пять лет в бизнес-авиации произойдут естественные существенные изменения. В сознании клиентов бизнес-чартеры перейдут из разряда luxury в разряд необходимых для бизнеса вещей, как в свое время произошло с iPhone и другими продуктами Apple. На рынке останутся крупные, достойные доверия игроки, понимающие важность сервиса и потребностей клиента, а остальные либо уйдут, либо будут вынуждены тянуться за лидером по уровню услуг. Это, несомненно, скажется на общем уровне развития клиент-ориентированного рынка.