Кто за это заплатит, или Еще несколько слов об NDC

Лето завершилось для бизнес-тревел индустрии традиционно — то есть полезно: ежегодный АБТ-ACTE Russia Saint-Petersburg Business Travel Forum принес множество инсайтов и рассказал о новых вызовах. Естественно, в числе последних был и NDC: главный вопрос — «А кто заплатит за все эти нововведения?» — так и остался без ответа. Точнее, ответы были, но к единому прийти так и не удалось: пока приходится довольствоваться прогнозами. Наши партнеры из компании Starliner тоже решили поучаствовать в этой дискуссии и попробовали разобраться, на чьи плечи лягут расходы в связи с введением нового стандарта.


Для делового туризма NDC — своеобразный биткоин: о нем слышал каждый, кто связан с бизнес-тревел, но не каждый понимает, чего ждать индустрии от такого нововведения. Для того чтобы подробнее разобраться в теме, предлагаем прочитать этот материал: он написан по мотивам статьи из Business Travel iQ, летней двухдневной конференции IATA и собственного опыта.

Прежде всего, стоит сказать, что NDC нужен и авиаперевозчикам, и потребителям, и вот почему:

Чего хотят авиакомпании?

— Совершенствовать то, что они продают, и то, как они продают — то есть контент,

— Персонализировать потребительский опыт,

— Повысить лояльность клиентов,

— Увеличить свой доход.

Чего хотят корпоративные клиенты?

— Иметь доступ ко всему контенту,

— Видеть, как формируются тарифы, и иметь возможность сопоставлять предложения ,

— Осуществлять контроль над тревел-функцией организации,

— Реализовывать обязательства по заботе о сотрудниках.

NDC — оптимальное решение для удовлетворения потребностей обеих сторон. Отныне бизнес-путешественник может формировать поездку согласно своим пожеланиям. Хотите приоритетную посадку? — Пожалуйста! Выбор места? Обед на борту? Или, может быть, посещение VIP-зала? Все эти услуги можно будет включить в заказ независимо от тарифа: NDC уводит нас от фиксированных тарифов к гибкому ценообразованию. Если раньше для пассажиров предложения ранжировались в зависимости от классов обслуживания, то теперь появились «промежуточные» варианты. Более того, благодаря технологиям авиаперевозчик запомнит ваши предпочтения и в дальнейшем будет подбирать предложения специально для вас.

Помимо безграничного выбора еще одним ключевым моментом является доступность информации о всех продуктах и услугах: статус рейса, терминал, время вылета, характеристика кресел на борту, меню и многое другое — бизнес-путешественник может ознакомиться с этими данными «в одном окне», еще на этапе организации поездки, а не постфактум, расстраиваясь из-за неудобного места или отсутствия вегетарианского обеда.

Однако такая осведомленность возможна не только для командируемого, но и для его работодателя: теперь можно получать оперативную информацию о том, сел ли сотрудник на борт, и видеть его маршрут в реальном времени. А значит, у тревел-менеджера появился мощный инструмент для обеспечения безопасности внутреннего клиента.

Таким образом, бизнес получает больше возможностей по организации поездки, авиакомпании — больше возможностей, чтобы за счет этого увеличить свою прибыль.

Любой апгрейд — это планомерная, кропотливая работа, и в случае с NDC речь идет не только о вложениях авиаперевозчика. Чтобы внедрить прямые подключения, TMC затрачивает ресурсы: это и работа программистов, и дополнительный сбор за доступ к шлюзу авиакомпании. Как любой бизнес, TMC надеется окупить вложенные средства — очевидно, что повышение сервисного сбора по каждой услуге неминуемо. Поэтому эксперты советуют закупщикам уже сейчас включать вопросы, касающиеся NDC, API и дистрибуции, в свои тендерные запросы к бизнес-тревел агентствам: какова ваша стратегия в рамках NDC? какие технологии использует компания в связи с новым стандартом? какие выгоды получит корпоративный клиент благодаря прямым подключениям?

О выгоде стоит поговорить отдельно. Возьмем подключение к S7 Agent API, разработку, которая сейчас у нас находится на стадии тестирования. Подключение позволяет:

— видеть всю линейку тарифов и услуг авиакомпании, включая дополнительные,

— выбирать лучшие предложения из представленных,

— иметь доступ ко всей необходимой информации, от номера рейса до схемы салона,

— экономить до 6 евро на одном полетном сегменте (если предстоит пересадка — 12 евро), поскольку корпоративный клиент в этом случае не платит сбор за выписку в GDS,

— экономить до 20% на дополнительных услугах.

Консерваторы считают NDC ящиком Пандоры. Новаторы — видят в нем небывалые возможности для делового туризма. «Реалисты» понимают, что, пока все участники бизнес-тревел индустрии — авиакомпании, GDS, TMC — не придут к компромиссу, любые категоричные суждения бессмысленны. Однако все едины во мнении, что рынок неизбежно изменится, причем в ближайшие 2-3 года, ведь NDC не просто близко — он уже здесь.